head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Вино молодое вливают в мехи новые” (От Марка 2:18-28)

ВИНО МОЛОДОЕ ВЛИВАЮТ В МЕХИ НОВЫЕ

От Марка 2:18-28

Ключевой стих 22 : "Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые"

В предыдущем отрывке Иисус говорил о том, что грешники нуждаются в Нем, как больные во враче. В сегодняшнем отрывке Иисус отвечает на некоторые вопросы, касающиеся религиозной жизни. Но ответы Иисуса дают нам понимать, что закон Бога касается не только формальностей или поведения в храме, но всей нашей жизни. Пусть Бог сегодня научит нас, как закон Бога соотносится с нашей жизнью.

1. Пост и вино

Прочитаем стих 18:

18 Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?

Тут не сказано, кто именно задал вопрос. Судя по всему, это были просто люди, которых заинтересовало, почему Иисус и Его ученики многое делают не так, как все. Обычно в обществе нормой считается то, как поступает большинство, а кто от нормы отклоняется — тот, в лучшем случае, странный, а в худшем — злодей, сектант или «лечить надо». Люди думали, что задали Иисусу один вопрос, но на самом деле здесь два вопроса, на которые они сами не могли ответить. 1) почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся; 2) почему ученики Иисуса не постятся. И ответ на первый вопрос важен не менее, чем ответ на второй. Когда человек делает какое-то действие, не зная его смысла, он с большой вероятностью совершит ошибку.

Наверное, вы слышали о «культе карго». Во время Второй мировой войны американцы скидывали много груза на тихоокеанские острова, чтобы обеспечить свою армию. Часть груза попадала местным жителям, и это значительно улучшило их быт. Когда война окончилась и солдаты ушли, поставки груза прекратились. Тогда местные жители решили имитировать действия солдат, чтобы большие железные птицы прилетели снова и одарили их благами. Они делали и надевали деревянные наушники с антеннами из бамбука, строили взлетно-посадочные полосы и подавали сигналы, и даже делали деревянные самолеты, похожие на настоящие. Они все делали точно так, как делали американские военные. Но божественные самолеты почему-то не прилетели. Хотя островитяне хорошо повторили форму, но они не знали смысла совершаемых действий. Их бамбуковые антенны не могли связаться с базой, а если бы и могли, то у них не было достаточных оснований что-то требовать. На самом деле, чтобы получить что-то, им нужно было не имитировать кого-то и ожидать подарков судьбы, а работать и самим улучшить свою жизнь.

В наше время культ карго тоже распространен, только в иных формах. Например, люди пытаются наследовать внешний вид и повадки кинозвезд, ожидая, что это сделает их жизнь особенной. Но жизнь остается такой же заурядной. В церкви часто ученики копируют внешние повадки своих учителей, не понимая, почему и для чего они так делают. Самые ревностные те люди, которые не задумываются над смыслом, а делают просто потому, что «так принято». О таких Апостол Павел писал:

Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. (Римлянам 10:2)

Верующий должен не просто иметь ревность, но также понимать, во что он верит, и осознавать смысл и цель своих поступков. Поэтому ответ на первый вопрос очень важен и для нас. Иногда люди совершают определенные религиозные действия: посещают храм, осеняют себя крестным знамением или повторяют чьи-то заученные молитвы, ожидая получить какие-то бонусы: деньги, здоровье, разрушение каких-то проклятий или создание семьи. Есть вероятность, что кто-то пришел на это Богослужение с такими намерениями, и просто делает то, что и все. Но, чтобы иметь правильный результат, нужно понимать смысл, а для этого надо ставить вопросы и получать ответы.

Вернемся к теме поста: что это и для чего он нужен. В Ветхом Завете обычно постились, чтобы смирить свою душу перед Богом. Например, Давид постился, когда он согрешил и раскаивался в содеянном. Есфирь постилась перед тем, как войти к царю, чтобы просить о спасении ее народа. Неемия постился, когда отправлялся в Иерусалим через опасные земли. Впервые что-то похожее на пост мы видим во 2-й главе Бытия. Бог дал человеку все деревья в раю, чтобы есть их плоды, но запретил есть с дерева познания добра и зла:

а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. (Бытие 2:17)

Таким образом, чтобы жить, надо было есть, а чтобы не умереть — не есть. Не есть не ради красивой фигуры, а ради отношений с Богом. Пост — это ограничить себя в чем-то. Это может быть еда или развлечения или что-то еще, важное для нас, например, интернет. С какой целью это делается — чтобы взыскать Господа, чтобы поставить отношения с Богом выше своих земных потребностей. То есть, вопрос состоит не в количестве пищи, а в системе ценностей, что ты ставишь на первое место. В законе Моисея был установлен ежегодный пост на День Искупления (Йом Киппур). Но постепенно иудеи добавили еще три ежегодных поста, а также два дня поста каждую неделю. Постепенно они забыли, для чего это делается, и постились по привычке. В день поста фарисеи подкрашивали лица белым цветом и делали особо скорбное выражение, чтобы все видели, как они страдают. Вместо того, чтобы смирять душу, они использовали пост для противоположной цели — чтобы раздувать свою гордость. Они делали так, хотя пророк Исаия заранее объяснил им, какой именно пост приятен Богу:

5 Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?

6 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;

7 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.

8 Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.

9 Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: "вот Я!" Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,

10 и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой [будет] как полдень;

11 и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают. (Исаия 58:5-11)

То есть, смысл поста — это пожертвовать часть своей жизни, чтобы помочь кому-то. Например, сэкономить на еде деньги и купить еду тем, у кого ее нету. Сейчас в Украине очень сильное волонтерское движение. Многие волонтеры — христиане, а многие — неверующие, но они буквально отдают свою душу, чтобы помочь тем, кто нуждается. Можно сказать, что они что-то понимают о характере Бога. Мы, верующие, должны учиться через такие примеры.

Что же ответил Иисус спрашивающим? Прочитаем стихи 19,20:

19 И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься,

20 но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.

Из законов о посте было одно исключение: во время свадьбы можно было не придерживаться поста. Иисус сравнил Себя с женихом. В Ветхом Завете Бог говорит, что Он — муж Израильского народа. В книге Откровение Иисус показан как Жених Церкви. Иисус пришел, чтобы восстановить между святым Богом и такими грешниками, как мы, близкие отношения, подобные браку. Сейчас Сам Бог был с учениками, и им не было необходимости в посте. Когда рядом с тобой Иисус, и ничто не омрачает отношений с Ним, тогда не надо поститься. Надо радоваться и веселиться. Библия убеждает нас: «Радуйтесь всегда в Господе» (Филиппийцам 4:4). Но если совершаешь грех — тогда надо поститься и искать Бога. Если встречаешься с серьезным выбором, и не знаешь, как правильно, надо поститься и искать воли Бога. Тогда пост будет не тяжелым грузом, а благословением.

Прочитаем стихи 21,22:

21 Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.

22 Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые.

Суть небеленой ткани и молодого вина похожа: они сильно изменяются. Ткань после стирки сядет и отдерет от старой протертой ткани еще больше. Я пробовал ставить заплаты на штаны, и понял, что это бесполезное занятие. В качестве асосудов для жидкости в то время часто использовали кожаный мешок, или мех. Со временем кожа грубела и теряла эластичность, а на сгибах, наоборот, становилась слишком слабой. Молодое вино бродит и выделяет газ, который может прорвать старый, жесткий мех. Новый мех достаточно эластичен, чтобы подстраиваться под содержимое. Однажды во Франции я попал на праздник «Бужоле нуво», то есть, молодого вина, и компания подарила по бутылочке каждому сотруднику. Попробовав немного молодого вина, я почувствовал себя слишком ветхим мехом для этой ядерной жидкости, поэтому отказался от дальнейшей дегустации.

Законы, которым следовали фарисеи, когда-то создавались для хорошей цели, чтобы помочь верующим хранить себя от морального разложения. Но время прошло, люди забыли смысл законов, и научились морально разлагаться другими способами, не предусмотренными в этих законах. Мы хорошо знаем из ситуации в нашей стране, что даже самый лучший закон не гарантирует блага людям, потому что может быть неправильно использован исполнителями. Проблема не в законах, а в испорченном сердце человека. Мы также знаем по себе, как сильно в нас борются добрые и злые намерения, и как часто побеждают не лучшие наши наклонности. От Марка 7:20 говорит:

исходящее из человека оскверняет человека

Если загнать человека в рамки законов и правил, грех все равно найдет выход, как пар из закрытого чайника. Что нам действительно нужно — это изменение сердца. Именно для этого пришел Иисус, и для этого умер на кресте. Римлянам 7:4-6 говорит:

4 Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.

5 Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, [обнаруживаемые] законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти;

6 но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.

Евангелие Иисуса Христа дает спасение всякому грешнику. Оно дало спасение даже мне. Чтобы принимать это Евангелие, нам надо стать новыми мехами. Это значит, во-первых, надо отбросить свои предубеждения. Не надо думать о своих знаниях и опыте, как об истине в последней инстанции. Часто старые люди не хотят принимать ничего нового, потому что считают свой опыт самым нужным и ценным. Хуже, что молодые люди иногда поступают так же. Бог выходит далеко за рамки нашего опыта, и познавать Его часто требует пересмотреть наши взгляды на жизнь. Надо всегда быть готовым научиться от Иисуса через слово Бога. Во-вторых, надо отбросить гордыню. Гордыня мешает раскаяться и заставляет человека снова совершать те же ошибки. Надо позволить слову Бога управлять нашей жизнью. Мы можем менять стиль нашего служения и распорядок наших собраний, но главное — что это все, как новый мех, должно подстраиваться под содержимое, то есть, под Евангелие Иисуса Христа, потому что оно — сила Божия для спасения всякому верующему. Пусть Евангелие действует в наших сердцах, спасает и изменяет каждого из нас изнутри.

2. Что должно делать в Субботу

Прочитаем стихи 23,24:

23 И случилось Ему в субботу проходить засеянными [полями], и ученики Его дорогою начали срывать колосья.

24 И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно [делать]?

Ученики Иисуса были вечно голодными. Поэтому, проходя по полю, они начали срывать колосья и есть зерно. По закону было разрешено есть плоды на чужом поле, нельзя было только уносить с собой. Но они делали это в Субботу, день покоя, когда всякая работа была запрещена. То, что они срывали колосья, фарисеи приравняли к жатве. В Израиле было 39 видов работы, запрещенной в Субботу. В Украине тоже есть похожие вещи. Когда я был маленьким, бабушка запрещала в воскресенье пользоваться ножницами и иголками. Никто не знал, почему, просто «нельзя», и все. В наше время в Израиле есть даже «Субботние лифты», которые останавливаются на каждом этаже, чтобы человеку не приходилось нажимать кнопки. Начало закона Субботы положил Моисей. В 20-й главе книги Исход 4-я из 10 заповедей звучит так:

8 Помни день субботний, чтобы святить его;

9 шесть дней работай и делай всякие дела твои,

10 а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;

11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

То есть, шесть дней — чтоб делать свои дела, а седьмой день надо посвятить Богу. Та же заповедь, изложенная в книге Второзаконие, уточняет: «чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты».

Прочитаем стихи 25,26:

25 Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним?

26 как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?

Ответ Иисуса говорит совсем не о Субботе. В храме был особенный хлеб, посвященный Богу, и его должны были съедать священники. Но священник поделился этим хлебом с Давидом и его людьми, которым нечего было есть. Кажется, что общее с темой вопроса тут только одно — еда. Но на самом деле не так. На самом деле вопрос был не о еде или субботе, а о посвящении. Посвятить Богу хлеб или посвятить Богу один день недели — как именно это надо делать? Если мы посвящаем Воскресенье Богу, значит ли это, что мы должны ничего не делать? Некоторые считают, что работать в Воскресенье — грех. Но при этом всем хочется, чтобы в Воскресенье работали магазины и, особенно, общественный транспорт, чтобы можно было доехать на Богослужение. Такие верующие словно требуют от водителя: «соверши грех, чтобы я мог явить свою святость». Это вообще неправильное понимание субботы. Прочитаем стихи 27,28:

27 И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы;

28 посему Сын Человеческий есть господин и субботы.

Фарисеи использовали закон Субботы для того, чтобы осудить тех, кто его не придерживался. Но Бог дал этот закон, чтобы благословить человека. Шесть дней мы затянуты в круговорот всяких дел: учеба, работа, конфликты, болезни, новости, политика, курс доллара. К концу недели чувствуешь себя, как выжатый лимон, и хочется кричать: «остановите Землю, я сойду». И какая благодать, что мы можем прийти в дом Божий, оставить все дела и переживания за дверью, и поклониться живому Богу, получить от Него утешение и исцеление. Царь Давид знал ценность Божьего дома, и потому в Псалмах написал:

Возрадовался я, когда сказали мне: "пойдем в дом Господень". (Пс.121:1)

Конечно, здесь собираются не идеальные, а реальные люди, у каждого свой характер, свои раны, привычки и странности. Но поэтому каждому из нас нужно Божье присутствие. Мы можем прийти и услышать голос Бога о том, как Он любит нас, как Он прощает и принимает нас, и у нас самих от этого появляется сила любить, прощать и принимать. Это важно как еда и как дыхание. Когда Бог становится твоим Богом, тогда Его заповеди становятся твоими, не чужими, а родными и личными. И мы спешим в церковь, не на встречу фарисеев, но в свою духовную семью, чтобы благословлять и получать Божье благословение, чтобы Его сила действовала в нас могущественно, как молодое вино изменяет форму меха. Это и есть настоящая Суббота.

Мы живем в обществе потребления. Люди привыкают покупать все больше товаров, все более мощные гаджеты. Люди потребительски относятся к другим людям и к заповедям Бога. Чтобы преодолеть тенденции этого мира, нам нужна сила от Бога. Пусть Бог поможет нам стать новыми мехами, чтобы мы были не потребителями, а отдавали свою душу, как сделал Иисус ради нас.

В заключение прочитаем ключевой стих:

Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые.

(п. Ной)