head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “И поставил из них двенадцать” (От Марка 3:1-19)

И ПОСТАВИЛ ИЗ НИХ ДВЕНАДЦАТЬ

От Марка 3:1-19

Ключевой стих 14 : "И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь"

На этой неделе в Украине отмечали годовщину Евромайдана. За прошедший год было много тяжелых событий. Это время по праву можно назвать темным. Наверное, под таким впечатлением, кто-то написал в вопросах к изучению не «от Марка», а «от Мрака». Времена Иисуса, также были нелегкими. Но Он нашел в Себе мужество, что-то делать. Он исцелил сухорукого, также призвал 12 учеников. Давайте сегодня подумаем на этих примерах, что же мы должны делать в такое темное время. Нужно ли поднимать 3-й майдан, брать оружие или что-то другое.

Часть 1. Добро делать или зло?

Взгляните на 1-й стих: «И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку». В прошлый раз Иисус учил фарисеев о значении субботы. Вряд ли им понравилось Его учение, очевидно, они были раздражены и обозлились на Него. Но все же Иисус имел мужество опять прийти в синагогу. В это время там находился человек, имевший иссохшую, т.е. парализованную руку. Употребленное в оригинале греческое слово значит, что он не был рожден с такой рукой, но приобрел ее в результате травмы или заболевания. Что мог чувствовать этот человек? В старых фрагментах Писания было сказано, что этот человек когда-то был строителем-каменщиком. Руки были для него все, ими он работал всю жизнь, ими зарабатывал на хлеб, ими кормил себя и семью. Потеряв руку, он потерял способность работать как раньше, а фактически и средства к существованию. Из-за этого он наверное чувствовал себя беспомощным, жалким, ненужным. Скорее всего, это также отображалось и на его поведении. В школьные годы у меня была знакомая. В детстве она угодила голой рукой в кипящую кастрюлю и получила сильный ожог, ее рука была сильно обезображена. До 18 лет ей нельзя было делать операцию, поэтому она была вынуждена мириться с такой внешностью. Чтобы спрятать свою руку, она часто носила одежду с длинным рукавом, когда делала фотографии летом на море или где-то еще, то прятала изувеченную руку за спину. Из-за этого развивался комплекс неполноценности и стеснительности. Наверное, наш герой также имел подобное поведение. Хотя и говорят, что шрамы красят мужчину, но все равно, скорее всего, ему было, мягко говоря, неловко среди здоровых и полноценных людей. Однако у этого человека было одно достоинство. Он не смирился с проблемой, не отчаялся, не опустился до уровня попрошайки, но стал приходить в храм, искать поддержки, помощи Бога.

Как же отнеслись к нему служители храма? Стих 2 говорит: «И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его». Цель синагоги было учить людей слову Бога. В обязанности учителей входило не только учить, но и наблюдать, чтобы кто не научил чему-нибудь неверно. Для этого всегда в первые ряды специально садились члены синедриона, чтобы тщательно наблюдать за чистотой вероучения. На этот раз их пристальные взгляды были прикованы к Иисусу, учение Которого им было сильно не по душе. Наверное, если бы не Иисус, они бы так и не заметили этого бедного человека. Но теперь заметили, однако не для того, чтобы помочь, а чтобы использовать в своих коварных целях, осудить Иисуса.

Как же Иисус отнесся к этому человеку? Если бы Иисус был предусмотрительным человеком, Он постарался бы не заметить этого человека, потому что знал: если Он исцелит его, навлечет на Себя неприятности. Была суббота и всякая работа была запрещена, а исцеление тоже было работой. В то время медицинскую помощь можно было оказать лишь в том случае, если жизнь человека была в опасности. Так, например, в субботу можно было оказать помощь роженице, лечить заражение гортани; если на человека обваливалась стена, его можно было освободить только настолько, чтобы выяснить, жив ли он или нет. Живому можно было помочь, мертвое тело нужно было оставить до следующего дня. Перелом нельзя было лечить; нельзя было даже намочить холодной водой растяжение связок на руке или ноге. На порезанный палец можно было наложить простую повязку, но не с мазью. Другими словами, в лучшем случае можно было предотвратить ухудшение состояния, но не улучшать, не говоря уже о полном исцелении. Т.о. Иисус нарывался на серьезные неприятности. Чтобы не идти в стычку с фарисеями, Он мог бы подождать и до завтра, каменщик от этого бы не умер, и ему не стало бы хуже. Но Иисус не искал, как угодить людям, он искал, как угодить Богу. Поэтому сказал, имевшему иссохшую руку: «Встань на середину» (3). Он хотел, чтобы все увидели его, обратили внимание на его проблему, чтобы каждый научился Божьему состраданию и истинному значению субботы.

Для этого Иисус задал два вопроса: «должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить?» (4). Ответы на эти вопросы очевидны. Но люди зачастую выбирают не как правильно, а как делает большинство. Если большинство эгоистично, то и я буду жить для себя. Если все проходят мимо, то я не буду отличаться. Недавно по всему миру прокатилась волна флеш-мобов. Один человек притворялся, что ему плохо, а остальные наблюдали на реакцию людей. Результаты наблюдения неутешительные – подавляющее большинство просто проходят мимо. Подобное мы наблюдали и на выборах, люди скорее руководствуются соцопросами, телевиденьем, голосуют как все, не вникая в подробности. Так зачастую проплаченные издания, опросы, комментарии формируют мнение якобы большинства, люди верят и следуют ему. Но Иисус не был популистом. Он не смотрел, что нравиться остальным, но делал то, что угодно Богу. Бог хочет творить добро, а не зло, Он хочет спасти душу, а не погубить. Это Его главное желание, первостепенная цель. Ее нельзя отложить до завтра. И мы должны поступать также.

Фарисеи промолчали, но Иисус не молчал. Скорбя об ожесточение сердец их, Он решил помочь этому человеку. Взгляните на стих 5: «И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая». Протяни руку твою – это был серьезный вызов для этого человека. Чтобы повиноваться, ему нужно было преодолеть множество преград. Во-первых, свой негативный опыт, наверно он много раз пробовал лечиться, посетил разных врачей, испробовал различные средства, но всякий раз все заканчивалось неудачей. Также ему мешали свои чувства, предчувствия, логика. «Если я болен, как я могу протянуть руку, разве это возможно, разве у меня получиться. Даже если я послушаюсь Иисуса, что подумают про меня священники. Как я потом смогу прийти в храм». Ожидание оценки, критики от других – это также сильно ограничивает наши действия. Все это тормозит людей, не позволяет им творить новое дело, испытывать мощную, животворную силу Господа. Но величие этого человека, что он преодолел свои ограничения, свое самочувствие, свой страх. Открыл свое сердце, проблему, доверился Господу и в итоге испытал чудо. «Он протянул, и стала рука его здорова, как другая».

На самом деле у каждого человека есть своя «иссохшая рука», из-за которой он смущается, боится показать, какая-то жизненная проблема, которой ни с кем не может поделиться и сам не может решить. У каждого из нас есть такое. Возможно физическая проблема, возможно духовная, какой-то грех, который мучит, какое-то переживание, непрощение, неприятие, нерешенный конфликт. Возможно, кто-то просто устал, постоянные неудачи, бессилие, печаль, бессмысленность. Для чего я живу, зачем я здесь нужен, что я могу делать в такое время, что могу изменить в этой ситуации, в стране. Иисус говорит сегодня каждому из нас – протяни руку твою! Как мы ответим на это? Можно остаться на месте и ничего не попробовать. Можно протянуть здоровую руку и сказать: «а ручка то вот она», все нормально, все хорошо, и дальше улыбаться и прятать за спиной иссохшую руку, писать красивые свидетельства без личной части. Но так ничего не произойдет и ничего не изменится. На самом деле Бог хочет творить новое, хочет творить добро, хочет спасти, хочет дать и благословить своих детей, но чуда не будет, если мы не постараемся, если не откроем свое сердце, не протянем свою руку. Пусть Бог поможет нам сегодня преодолеть свои ограничения, опыт, чувства и испытать животворную силу Господа!

Часть 2. И поставил из них двенадцать

После исцеления сухорукого во избежание конфликта с фарисеями Иисус удалился к морю, и за Ним последовало множество народа. Народ все пребывал и пребывал, из разных областей, стран и городов, даже язычники услышав, что Он сделал, шли к Нему в великом множестве. Многолюдство становилось большой проблемой для проповеди, народ постоянно теснил Иисуса, люди бросались из толпы, чтобы получить исцеление. Все это мешало евангельскому делу, так что даже Иисусу пришлось проповедовать с лодки. Но с другой стороны Иисус был на гребне славы, Он мог спокойно провозгласить Себя царем и поднять восстание, очередной евромайдан (еврейский майдан), но Он искал не человеческой славы, Он искал славы Отца. Поэтому взошел на гору и молился всю ночь, ища воли Бога. Какой путь открыл Ему Господь? Взгляните на стих 13: «Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему». Иисус изменил тактику своего служения, Он не был уже таким публичным, но решил избрать и воспитывать нескольких учеников и потом посылать их на дело Бога. И благодаря этой Божьей стратегии Евангелие в конце концов покорило мир. Кого и с какой целью призвал Иисус?

Во-первых, Он позвал, кого Сам хотел. В толпе наверное было много желающих стать персональными учениками такого популярного учителя, но Иисус выбрал не выскачек, которые бросались к Нему, а того, кого Сам хотел. Здесь мы видим, что ученичество – это суверенный выбор Бога. На самом деле все мы недостойны и это односторонняя милость Бога. Кто думает, что сам выбрал Иисуса, тот с легкостью может усомниться и оставить Его. Поэтому Иисус говорит: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Ин.15:16). Пусть никто из вас не сомневается в Божьем избрании. Бог поставил вас, Он хочет, чтобы вы были Его учениками и приносили плод.

Во-вторых, цель избрания. Взгляните на стихи 14,15: «И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов». 1-я цель ученичества – чтобы с Ним были. Иисус избрал 12, именно со столькими учениками, Он мог постоянно быть, уделить нужное время и внимание. Возможно, если бы Иисус ходил на работу, как мы, это количество было бы меньше. Но для нас так важно не количество, а сама суть. Иисус хочет быть с нами, Он хочет иметь с нами личные отношения. Он хочет, чтобы мы познавали Его и были как Он. Это Его главное желание, как желание Отца быть со своим сыном. Также личные отношения – это хороший инструмент, чтобы помочь человеку принять любовь Христа. Для человека очень важно знать, что для собеседника важен он сам, а не то, чем от него можно воспользоваться. Отношения открывают сердце, помогают довериться и в серьез отнестись к словам Христа. Когда я пришел в церковь, я ничего не понимал, что говорят миссионеры, но меня очень трогали теплые отношения братьев и сестер ко мне, поэтому я остался здесь и узнал Иисуса. Также мои пастыри с самого первого дня в Киеве, с первого курса, приняли меня в свой дом и через общую жизнь с ними, их служение, я смог узнать любовь Христа на деле, а не на словах. Теперь я молюсь научиться строить отношения со своими студентами в КПИ. У меня есть хороший шанс проводить с ними время через научные проекты, я молюсь, чтобы Господь благословил наше общение и открывал их сердца для Христа.

2-я цель ученичества – это миссия. Стих 15: «чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов». Иисус хочет, чтобы мы были с Ним не только в отдыхе, но и в труде. Он говорит: «жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Лк.10:2). Бог хочет, чтобы мы участвовали в Его сердце. Он хочет творить добро, Он хочет спасти, а не погубить. Тоже должны делать и мы, участвуя в Его сердце. Давая миссию, Господь дает нам также силу и власть, чтобы исполнить ее.

В-третьих, надежда ученичества. Взгляните на стихи 16-19: «поставил Симона, нарекши ему имя Петр, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть "сыны громовы", Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита и Иуду Искариотского, который и предал Его». Когда смотришь на список учеников, просто поражает ширина и глубина Божьей любви и надежды. В одной группе людей было столько разных людей и даже диаметрально противоположных. Чего только стоит Симон Кананит (или же Зилот), ярый националист, правый сектор, в то время, как Левий Алфеев (Матфей) вообще не питал никаких чувств к своей родине, и даже продал ее за деньги, как сепаратист. Здесь были также и бедные, и богатые, женатые и неженатые, честные и даже предатель. Что их могло объединить? Только любовь Иисуса Христа! Только Иисус имел на них надежду, только в Нем они смогли поменять свою сущность. Зыбкий Симон стал Петром, камнем, твердой опорой церкви. Маменькины сыночки Зеведеевы стали Сынами грома, смелыми евангелистами. Эгоист Левий стал щедрым Матфеем, чье имя значить Дар Божий. Господь имеет надежду и на каждого из нас. В такое темное время есть надежда и на наш народ, на спасение и изменение многих студентов. Пусть Бог поможет нам участвовать в Его сердце и воспитывать учеников Иисуса в этом поколении.

Итак, сегодня мы изучали 2 отрывка, 2 истории – исцеление сухорукого и призвание 12 учеников. Что общего здесь, что их объединяет? И там, и там, Иисус решил действовать по воле Бога, не так как хочет толпа, не так как хочет большинство, а так, как хочет Бог. Пусть это станет и нашим стандартом поведения. Также и в 1-м и 2-м случае люди ответили на призыв Бога «протяни руку твою – и протянул», «позвал – и пришли к Нему» и в итоге испытали чудо изменения в своей жизни. Пусть Господь также и нам даст такое решение повиноваться Его слову, прийти к Нему, протянуть свои руки, быть Его учениками.

Я благодарю Бога за это слово. В последнее время я нашел себя, что я слился с большинством. Просто стал жить, чтобы зарабатывать деньги. Для этого я окунулся с головой в работу, поиски грантов, общение с иностранцами, а духовная жизнь отошла на второй план. Но через это слово я услышал призыв Бог – протяни руку твою, и обновился в призвании не жить как все, а быть учеником Иисуса. Меня тронуло сердце Бога, который хочет творить добро, хочет спасти, а не погубить, хочет, чтобы я был Его учеником, то неужели я буду жить для себя и своей работы. Я каюсь в этом и молюсь участвовать в сердце Бога. Находить время, чтобы быть с агнцами, чтобы изучать с ними Библию, выбираться на проповедь. Пусть Господь помилует нас в это темное время приходить к Иисусу, быть с Ним, быть Его учениками и воспитывать новых учеников Иисуса в этом поколении.

(п. Самурай)