head
Університетська Біблійна Співдружність

“Я был слеп, а теперь вижу”

Я БЫЛ СЛЕП, А ТЕПЕРЬ ВИЖУ

От Иоанна 9:8-41

Ключевой стих 25

“Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу”

В последнем отрывке мы узнали, что Иисус – свет миру. Когда мы пребываем в свете Иисуса, в нашей жизни нет ничего фаталистичного. Наоборот, пребывая в свете Иисуса, мы становимся сильными в Его благодати и любви и можем явить Его славу во всяком деле. Мы можем явить Его славу, делая трудное домашнее задание. Мы можем явить Его славу даже во время праздника. Все другие могут пойти наслаждаться физическими удовольствиями, но мы можем учить Библии духовно слепых юношей и девушек, чтобы они обрели в сердце обещание вечной жизни и увидели Царство Бога. Также мы узнали, что мы созданы Богом, чтобы явить славу Бога, в какой бы ситуации мы ни находились. Мы верим, что это – настоящая цель жизни. Мы верим, что явить славу Бога – это настоящий смысл нашего существования. Иначе наша жизнь слишком тяжела, утомительна и бессмысленна. Слава Богу, что Он сотворил нас чтобы явить Божью славу в нашем земном паломничестве. Сегодня мы научимся, как трудно не забыть благодать Бога. Также мы научимся, как драгоценно помнить Божью благодать до конца. Пусть Бог благословит нас научиться от слепорожденного человека помнить благодать Бога до конца.

Первое, “я был слеп, а теперь вижу!”. По благодати и милости нашего Господа Иисуса Христа глаза слепого излечились, чтобы видеть этот очаровательный мир. Как он, должно быть, радовался, когда открылись его глаза! Как радостно видеть прекрасные цветы весной, а вслед за тем – обилие зеленой листвы! Как прекрасно видеть прекрасные цветы осени, а вслед за тем – листопад различных деревьев. Должно быть, он запел “О, благодать!”: “О, благодать, спасен тобой я из пучины бед, был мертв, и чудом стал живой, был слеп, и вижу свет”. Когда он пел, любовь Бога была для него такой высокой и широкой, а благодать Иисуса такой явной, что он даже заплакал, вспоминая Божью благодать и предвосхищая блестящее будущее. В этот момент мимо него прошел красивый кто-то. Это была прекрасная девушка. Он впервые в жизни увидел красивую девушку. Он даже затаил дыхание, пока она проходила мимо. Немного спустя он поверил, что Иисус – это Бог, потому что в его время верили, что только Бог может открывать глаза слепым. Он обрел уверенность, что Иисус Бог и не мог забыть благодати Иисуса, отершего его слезы и открывшего ему глаза. Он не мог забыть благодати Иисуса, давшего ему новую зрячую жизнь.

Когда его увидели соседи, кто-то из них сказал: “не тот ли это, который сидел и просил милостыни?” (8) Другой сказал: “Нет, похож на него” (9). Надо бы, чтобы соседи сильно обрадовались, что у одного из их несчастных товарищей открылись глаза. Надо было открыть пир, чтобы выразить свою радость и благодарность Богу за исцеление глаз слепого. Они должны были оценить благодать Иисуса, отказавшегося от Своей власти, славы и чести и пришедшего в этот мир, чтобы открывать глаза слепым. Но они не радовались. Кто-то злился. Кто-то был сильно расстроен, видя, что глаза слепого открылись. Я не знаю, почему они расстроились. Они должны были радоваться, что глаза слепого открылись, и осознать Божью любовь и благодать нашего Господа Иисуса Христа. Но они не радовались. Обычно те, кто не знает Иисуса, Который есть свет миру, не радуются тогда, когда они должны бы сильно радоваться. У тех, кто не знает Иисуса Христа, есть садистская радость.

Один мальчик учился в школе. В его классе было 30 человек. Он занимал по успеваемости 29-е место. Но он сильно гордился и радовался, что был один хуже его. Каждый день он давил на него, говоря: “Я лучше тебя. Ты хуже меня. Я -29-й. А ты – последний в классе”. Один человек получил почетную докторскую степень за заслуги в евангелизации студентов и за то, что он написал более 50 книг и буклетов. На церемонию пришло много его родственников и друзей. На церемонию пришел и его старший брат и проплакал от начала до самого конца церемонии. Потом человек, получивший почетную докторскую степень, спросил старшего брата: “Почему ты плакал?”, полагая, что он плакал от радости за своего младшего брата, выросшего в очень неблагоприятных обстоятельствах и ставшего почетным доктором. Однако это было не так. Он сказал: “Я учился в школе, а ты работал на фабрике. А теперь я никто, а ты стал кем-то. Я плакал от собственной печали, а не от того, что радовался присвоению тебе степени доктора”. Его младшему брату, получившему степень, было грустно слышать это. На церемонию пришло несколько сотен людей. Внешне они выглядели радостно, но большинство не радовалось из-за зависти. Он увидел, что его жена тоже проплакала всю церемонию. Поэтому он спросил: “Почему ты плакала?”. Она сказала: “Я так сильно радовалась”. Подобно этому, жители города должны были сильно радоваться исцелению глаз слепорожденного. Но они не радовались внутренне, потому что были падшими людьми, имевшими садистскую радость, а не небесную радость.

Человек, который был слеп, чувствовал, что они не рады. Но это ничего не значило. Он настаивал: “Я был слеп, а теперь вижу” (9б). Он был слепым нищим и отверженным человеком. Теперь ему нужно было, чтобы его признали как члена общества. Поэтому, что бы они ни говорили, он должен был помалкивать. Но он ясно говорил о благодати Бога, открывшей его слепые глаза и давшей ему новую жизнь. Он восклицал снова и снова и засвидетельствовал об удивительной благодати Иисуса. Прочитайте стих 11: “Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел”. Когда он свидетельствовал о благодати Иисуса, жители города подумали, что он предвзят и невежествен. Поэтому они схватили его и повели к фарисеям (13). Фарисеи огорчились еще больше. Когда Иисус исцелил слепого, была Суббота. Поэтому фарисеи посчитали Иисуса нарушителем закона Субботы, и стали допрашивать бывшего слепого, спрашивая, как он получил зрение. “Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу” (14,15). В те времена фарисеев почитали как авторитетных и почетных членов общества. Но бывший слепой не дрогнул перед фарисеями.

Что они сказали бывшему слепому в ответ об Иисусе? Кто-то сказал: “не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы”. Другие спросили: “как может человек грешный творить такие чудеса?”. Так что они разделились (16). Есть два типа людей. Первый тип – это враги Бога, желающие опровергнуть Божью работу через Иисуса. Другие – обычные люди, удивляющиеся: “как может человек грешный творить такие чудеса?”. Враги Бога сильно приступали к слепорожденному, говоря: “А ты что скажешь о Нем, а? потому что Он отверз тебе очи?” Фарисеи запугивали этого беднягу, который только нашел в Иисусе радость жизни. Но он совсем не был запуган. Он ответил: “это пророк”, человек от Бога (17б). В то время всякого, кто признавал Иисуса, отлучали от Иудейского общества и ему некуда было идти. Поэтому бывшему слепому пришлось бы снова стать бездомным попрошайкой. Но он не обманывал свою совесть. Он ясно свидетельствовал, что Иисус – пророк, человек от Бога. В то время пророков знали как людей от Бога, имеющих особое известие для Божьего народа Израиля. Пророк был известен как Божий глашатай, как Божий ангел. Поэтому люди почитали пророков так, как они почитали Илию и Иоанна Крестителя. Здесь мы узнали, что бывший слепой получил Божью благодать. Он мог радоваться новой жизни в Иисусе. Он мог иметь надежду жениться на красивой девушке. Но сохранить благодать Бога было для него нелегко. Его отвергли, допрашивали и невыносимо преследовали. Здесь мы узнали, что удержать удивительную благодать Бога – это нелегко для любого человека. Но этот бывший слепой учит нас, что мы должны удержать благодать Бога.

Второе, “одно знаю” (18-34). После этого фарисеи послали за его родителями. Представ перед фарисеями, его родители сильно испугались, что их могут отлучить. “И спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?” (19) “Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет” (20,21). “Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите” (22,23).

Иудеи даже запугивали родителей, чтобы они отрицали, что их сын родился слепым. Но это не получилось. Итак, вторично призвали человека, который был слеп. В этот раз их запугивание носило богословский характер: “воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник” (24). Это была ужасная угроза. Они требовали у него отрицать, что он был слеп, а теперь видит. Говоря “воздай славу Богу”, они требовали отрицать, что Иисус исцелил его слепоту. В действительности фарисеи были избранными слугами Бога. В фильме “Флюгер на крыше” мы можем увидеть, что избранный народ много страдал в истории, чтобы явить славу Бога, несмотря на свои ошибки и неудачи. Герой этого фильма был молочником. Он держал много коров и развозил молоко по домам своего общества. Но его конь повредил ногу, и он должен был сам тянуть тяжелую тележку молочника. Но и после тяжелой работы он радовался. Затем он услышал указ, что его народ должен эвакуировать свой город. Он сказал: “Боже, спасибо, что избрал нас и избрал меня. Но не мог бы Ты иногда избирать кого-либо другого? Но все равно спасибо, что избрал нас”. Избранный народ имел страх Божий. Они не обращали внимания на страдания, потому что они – избранный народ. Куда бы они ни пошли, они должны были носить звезду Давида и выделяться, быть отчужденными и терпеть преследования. Но они хранили веру и были пастырями для людей своего общества. Но с течением времени эти избранные люди, особенно получившие политическую власть и авторитет, отвернулись от Бога. Тогда они стали похожи на дьявола.

Фарисеи призвали бывшего слепого во второй раз и понуждали признать Иисуса грешником, говоря: “воздай славу Богу” (24). Это не нормальный метод расследования. Такое расследование является выражением дьявольского зла. Они сказали “воздай славу Богу”. Это значило: “Ты лучше солги и скажи, что Иисус грешник, потому что Он нарушает закон Субботы”. Как он ответил? Посмотрите стих 25: “Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу”. С молитвой читая стих 25, мы учимся, что бывший слепой сказал: “одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу”. Конечно, он знал много всего: ничтожество жизни слепого, позор нищенства, ничтожество жизни во тьме. Но он не помнил всего этого. Он помнил дарованную ему благодать Иисуса. Действительно, он великий человек. Он был слепым. Но теперь он мог видеть. Поэтому у него могло быть много ожиданий, пылающих надежд и планов на будущее. В то же время, могло быть горько вспоминать, что он был слеп. Но он не помнил ничего этого. Одно, что он помнил, было то, что Иисус из-за великого пастырского сердца открыл ему глаза. Он был полон благодати Бога. Он не мог отказаться от благодати Бога ни при каких обстоятельствах.

От него мы можем научиться помнить благодать Бога и хранить ее в своем сердце. Христиане – это те, кто помнит одну благодать Бога – как Он изменил нас из слепых во тьме мира в видящих Иисуса и Его благость. Апостол Павел был амбициозным юношей. В погоне за властью он добровольно возглавил преследования и уничтожение ранних Христиан. Он был похож на рассвирепевшего тигра. Но на пути в Дамаск его посетил воскресший Христос. Воскресший Христос сказал ему: “Савл, Савл, что ты гонишь Меня?”. Он упал со своей колесницы и ослеп. Бог сказал Анании позаботиться о нем: “Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое.” (Деян.9:15,16). Воскресший Христос безусловно простил все его грехи и избрал его Своим инструментом, чтобы быть светом для язычников. Павел помнил благодать Бога, спасшую его от того, чтобы быть преследователем и убийцей ранних Христиан и сделавшую его апостолом и светом для язычников. Читая послания Павла, мы видим, что он не забывал Божью благодать даже на один день. Он был уверен, что получил благодать и апостольство, чтобы провозглашать Евангелие Иисуса всему миру. Римлянам 1:5 говорит: “через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы,”. Читая его послания, мы находим, что в качестве приветствия он говорил: “Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами”. Он молился, чтобы благодать нашего Господа Иисуса Христа была со всем стадом Божьих агнцев, находящихся под его заботой. Его высшим желанием и главной страстью было помнить благодать Господа Иисуса Христа. Вспоминая благодать Бога, он никогда не забывал, что он был ужасным грешником, но Бог спас его и сделал чадом света. 1Тим.1:15 говорит: “Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый.”. Изучая 1Кор.15, что для ободрения Христиан Коринфа Павел приводит свое свидетельство. 1Кор.15:9 говорит: “Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию”. Он всегда думал о себе как об изверге. Но благодатью Бога он стал нормальным человеком и, к тому же, апостолом для язычников. Павел знал одно: что он был жалким грешником, который стал апостолом по благодати Бога. Это было источником его силы. Эта благодать двигала его покорить весь мир. В конце концов он стал узником в Римской тюрьме, чтобы покорить Римскую Империю, а затем весь мир, используя военные дороги Римской Империи.

Апостол Иоанн вместе со своим братом Иаковом был одним из учеников Иисуса. Он был спокойным и тихим. Но его сердце пылало политическими амбициями. Он думал, что Иисус шел в Иерусалим, чтобы установить там Свое земное мессианское царство. Дорогой он проходил через землю Самарии. Самаряне отказали им в ночлеге. Тогда он спросил Иисуса: “Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?” (Лк.9:54). Из-за своего политического мышления Иоанн был злым человеком. Но через смерть и воскресение Иисуса он приобрел любовь Христа, умершего за грехи мира. Он цитирует много прекрасных стихов о любви Бога. Ин.1:29б говорит: “Вот, Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира”. Ин.3:16 говорит: “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную”. Ин.13:34 говорит: “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга”. 1-е Ин.3:16 говорит: “Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев.”. В последние дни жизни Иоанн был заключен в пещере на острове Патмос. Там он вспомнил благодать Иисуса, умершего за наши грехи. Он прославил благодать Иисуса: “которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение.” (Откр.5:12).

Мы не можем не вспомнить апостола Петра. Иисус призвал Петра на берегу озера (Мк.1:16,17). Но он предал Иисуса во время распятия (Мк.14:66-72). Воскресший Иисус посетил его на том же берегу и приготовил голодному Петру вкусный завтрак. Иисус знал, что Петр сильно любит его, но он потерпел неудачу, потому что любил Иисуса человеческой преданностью. Иисус хотел научить его божественной любви. Поэтому Он трижды задал Петру один и тот же вопрос в Ин.21:15-17. Там сказано: “Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.”. С того времени Петр признал любовь Бога и благодать нашего Господа Иисуса Христа. Он пошел в Рим, чтобы возглавить ранних Христиан и сделать их воинами Христовыми в покорении всего мира благовестию Иисуса. В конце концов он был схвачен и приговорен к распятию на кресте. Предание говорит, что он сказал палачу: “Наш Господь Иисус был распят. Я недостоин быть распят как наш Господь Иисус Христос. Распните меня вниз головой”. Во время распятия Петр не боялся, а вспоминал благодать нашего Господа Иисуса Христа, Который был распят за наши грехи и простил три его отречения. Петр был настоящим Христианином, который познал благодать прощения до того, что стал выдающимся героем веры. Мы так же должны помнить в своем сердце благодать нашего Господа Иисуса Христа и быть рады умереть, даже распятыми вниз головой. Те, кто не помнит благодати Иисуса, полны ненависти и любви к этому миру. Они жалки даже в своих мечтах. Но те, кто помнят благодать нашего Господа Иисуса Христа, рады делать что угодно, даже умереть на кресте вниз головой. От слепорожденного мы научились помнить благодать нашего Господа Иисуса Христа, как единственное, что надо запечатлеть в сердце. Можете ли вы приветствовать других словами: “Благодать нашего Господа Иисуса Христа с вами”? Можете ли вы сказать: “Мое сердце полно благодати Иисуса”?

Третье, Иисус посетил этого человека (35-41). Посмотрите стих 35. Иисус услышал, что его выгнали вон, что он был брошен и снова был беспомощен. Иисус нашел его и сказал: “Ты веруешь ли в Сына Божия?” (35). Он был брошен и изгнан из общества; его положение было хуже, чем раньше, потому что он потерял свою профессию попрошайки. Но Иисус все равно не сочувствовал его тяжелым условиям. Иисус хотел только насадить ему веру в Сына Божия. Поэтому Он сказал: “Ты веруешь ли в Сына Божия?”. В вопросе Иисуса к нему мы видим, что вера это победа. Казалось, что вера не может дать ему и корочки хлеба. Но в конце вера в Сына Божия одарит его вечной жизнью и венцом жизни в царстве Иисуса. Вера – это источник силы, чтобы победить мир. Это – таинственное Евангелие. Слепой, когда-то просивший милостыню на улице, сможет стать наследником Божьего Царства и стать сотрудником Иисусу Христу и Богу (Рим.8:17). Вера в Сына Божия – это все. Мы должны помочь Божьему стаду верой, а не только человеческой помощью. Каким был его ответ? Посмотрите стих 38: “Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему”. Это удивительная исповедь веры. Помня благодать Бога, он победил мир и вошел в царство духовного мира и смог поверить в благодать Бога в Его Сыне Иисусе Христе. Он смог увидеть Царство Бога. Он получил привилегию войти в Царство Бога. Затем он поклонился Иисусу. В современном мире многие поклоняются деньгам и испорченным людям ради грешного удовольствия. Те, кто поклоняются чему-то другому – идолопоклонники и дети диавола. Но он поклонился Богу. Поклонение – это выражение высшей любви и почитания. Когда мы помним в своем сердце благодать Бога, мы можем любить Бога и Его Сына Иисуса Христа. Второзаконие 6:5 говорит: “и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими” Когда мы любим Бога, мы счастливы. Но когда мы любим вещи этого мира, мы становимся нервными и безрадостными.

Сегодня мы узнали, что должны хранить благодать Бога в своем сердце. В мире есть много разного. В наши дни столетнее развитие цивилизации может быть пройдено за 10 лет. Есть так много того, что мы хотим возлюбить. Из-за этого наши мысли рассеиваются и мы ничего не можем довести до толка. Мы не знаем, где мы. Мы не знаем, что мы делаем. Но когда мы помним благодать Бога, “я был слеп, а теперь вижу”, Бог дает нам небесную радость. Бог делает нас способными поклоняться только Богу. Тогда мы можем любить прежде Бога, затем своих ближних и всех людей в мире. Пусть Бог обильно благословит вас хранить в своем сердце благодать Бога и называться детьми Бога.