head
Університетська Біблійна Співдружність

“Иисус делает свободными”

ИИСУС ДЕЛАЕТ СВОБОДНЫМИ

От Иоанна 8:31-59

Ключевые стихи 31,32

“Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными”

В предыдущем отрывке Иисус спас женщину, взятую в прелюбодеянии. Она была осуждена за прелюбодеяние, и ее должно было побить камнями. Но Иисус спас ее от осуждения и сказал: “иди и впредь не греши”. Мы узнали, что грех приводит к осуждению. Также мы узнали, что Иисус освобождает нас от осуждения. Римлянам 8:1 говорит: “Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу”. Сегодня мы поразмышляем о том, каким образом Иисус освобождает и сделает нас свободными.

Первое, пребудьте в слове Иисуса (31). Посмотрите стихи 31,32: “Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными”. В этих двух стихах Иисус учит нас, как мы можем действительно освободиться. Стих 31 говорит: “Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики”. Это короткое предложение открывает нам первый шаг освобождения в Боге. Прежде всего, как вопрос первой важности, мы должны слушать слово Иисуса и пребывать в нем. Слово Бога – это истина. Как нам хорошо известно; “Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано” (1Пет.1:24,25). Поэтому мы должны хранить в своем сердце слова вечной жизни.

Однажды Иисус накормил досыта 5 000 людей. Тогда они следовали за Иисусом в Его уединенное место и сорвали Его отдых. Иисус очень хотел дать им духовный хлеб. Но они начали убегать по одиночке и оптом, пока не остались одни ученики Иисуса. Они также колебались по обстоятельствам. Иисус спросил Петра: “Не хочешь ли и ты отойти?” Симон Петр ответил: “Господи, куда нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни” (6:67-68). Петр не убежал, потому что имел слово вечной жизни.

Пребывать в слове Бога не означает просто слушать его. Мы должны так насадить в себе полученное слово Бога, чтобы оно пустило корень в нашем сердце. Тогда мы можем быть учениками Иисуса. Колоссянам 3:16 говорит: “Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу”. Также в Колоссянам 2:6,7 сказано: “Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, [так] и ходите в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением”. Поэтому пребыть в слове Иисуса означает укорениться в слове Бога. Псалом 1:2,3 объясняет, как пребывать в слове Бога. Там сказано: “Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!”. Те, кто пребывают в слове Бога, похожи на дерево, посаженное при потоках вод, которое всегда приносит плод и процветает.

Самый лучший пример человека, пребывающего в слове Бога – это Авраам. Когда ему было 75 и его жена была бесплодна, Бог дал ему слово обещания. Бытие 12:2 говорит: “И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение”. То, что Бог даст Аврааму детей как целый народ и сделает его источником благословения, было грандиозной нелепостью. Но Авраам хранил слово Божьего обещания. Евреям 11:8,9 говорит: “Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования”. Иоанн, автор этого Евангелия, дал Божье обещание ученикам и нам в главе 3 стихе 16: “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную”. Однажды, незадолго до Своей смерти, Иисус сказал Петру: “По воскресении же Моем, Я предваряю вас в Галилее” (Мк.14:28). Иисусу и ученикам нужно было пережить распятие Иисуса. Но Петр верил, то после распятия Иисус воскреснет, потому что Сам Иисус так сказал. Таким образом ученики Иисуса стали Его учениками, когда хранили Его слово обещания.

Иисус сказал, что те, кто пребудет в Его слове, станут Его учениками; тогда они познают истину и истина сделает их свободными. Какой же была реакция фарисеев? Они разозлились. Они сказали: “мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?” (33). Они ответили таким образом, потому что в их сердцах не было слова Бога. Они отреагировали так, потому что были лицемерами. На самом деле они были рабами этого мира. Что еще хуже, они были рабами собственных грехов. Но они сказали: “мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?”. Также они сказали, что свободны от рабства греха, потому что они потомки Авраама.

Иисус ответил: “Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха” (34). Иисус имел в виду, что даже хотя они были потомками Авраама, они не были свободны от греха. В 35-м стихе Иисус сказал: “Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно”. Иисус сказал им, что те, в чьем сердце нет слова обещания, не могут пребывать вечно в Божьем доме; они не могут получить вечную жизнь и Царство Бога в наследие. Поэтому Иисус увещавал их: “Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете” (36). Иисус усердно учил их, как стать детьми Бога. Он косвенно упрекал их в том, что они не пребывают в слове Бога. Иисус представил им Себя как дающего истинную свободу. Но они не имели слова Бога, и поэтому хотели убить Иисуса. Стих 37 говорит: “Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас”. Также Иисус упрекнул их в маловерии. Если бы они имели слово Бога в сердце, они бы не искали убить Иисуса. Но они искали, как Его убить, потому что слово Бога не вмещалось в них (40-41).

Мы сопоставили тех, кто пребывает в слове Бога и тех, кто не пребывает в нем. Те, кто пребывает в слове Бога – это дети Бога. А те, кто не пребывает в слове, похожи на убийц (43,44) Пусть Бог поможет нам хранить одно слово Бога и укорениться в нем и расти большим деревом, приносящим много плода. Если мы не пребываем в слове Бога, мы не ученики Иисуса. Поэтому мы должны хранить слово Бога, хотя бы одно слово в своем сердце, чтобы мы могли быть учениками Иисуса. Блаженный Августин был испорченным человеком, несмотря на свой сверхинтеллект. Он был великим философом и ритором, он хорошо знал основы религии, но его знания не могли заполнить пустоту его жизни и остановить внутреннее грешное желание. Он решил жить чистой жизнью, но на следующий день после своего решения снова оказался в доме блудницы. Он отчаялся и возненавидел самого себя. Однажды он прочитал слово Бога Рим.13:13,14: “Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти”. Эти слова сильно подействовали на него. Он изменился, и из испорченного человека он стал святым. Оставив за собой бремя греха, Августин стал свободным в Иисусе Христе. Стих 31 говорит: “Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики”.

Второе, и познаете истину (32). Римский правитель Понтий Пилат спросил: “Что есть истина?” (18:38). Есть много людей, заявляющих, что они знают истину. Многие другие полностью пренебрегают истиной, потому что она не дает им ни гривны выгоды. Но познать истину действительно важно, потому что истина это истина. Согласно своим основным качествам, истина бесценна. Истина должна быть самой большой ценностью. Истина не должна изменяться никогда. Если истина изменяется, то это не истина.

Просматривая Христианскую историю, мы находим, что самыми выдающимися были те люди, которые глубоко копали слово Бога. Это были те, кто жил согласно его учению. Также это были те, кто учил других слову Бога. Истина не плоска, она объемна. Размышляя об истине, мы решили, что она должна быть бесценной, неизменной и универсальной. Но где в этом мире есть универсальная истина? Например, Шекспир – это национальное богатство Англии. Но сейчас даже англичане не понимают, о чем он говорил. “Божественная Комедия” Данте была очень популярна среди католиков. Но теперь она стала просто мирской комедией.

Что есть истина? Многие мыслители прошлого пытались исследовать, что есть истина. Но все они ушли из жизни с горькой усмешкой. Один китайский философ сказал: “Если я найду истину утром, я буду счастлив умереть вечером”. Это потому, что без познания истины мы не можем видеть этот мир как целое и не можем видеть абсолютного смысла жизни. Но Иисус сказал в Ин.14:6: “Я есмь путь, и истина, и жизнь”. Почему Иисус это истина? Потому что Он учил нас, откуда Он пришел и куда идет. В Евангелии от Иоанна чаще всего повторяется мысль: “Я пришел от Бога и иду к Богу”. Однажды ученики Иисуса почувствовали, что Иисус собрался уйти и оставить их. Тогда Иисус сказал им: “Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам”. В наши дни многие люди задаются вопросами: “Для чего мне делать домашние задания и каждые полгода сдавать экзамены?”. Большинство тех, кто сделал большие деньги, задаются вопросом: “Что мне с этими деньгами делать? Зачем я вкалывал и зарабатывал эти деньги, которые теперь хотят заполучить мои родственники?” Больше всего они думают, что человеческая жизнь заканчивается кладбищем. Но учение Иисуса “Я пришел от Бога и иду к Богу” решает все эти проблемы. Мы вышли из чресл отца не для того, чтобы просто сойти в могилу. Мы пришли от Бога и после окончания нашего паломничества мы возвращаемся к Богу и получаем вечную жизнь и Царство Бога в наследие.

Так много людей хотят удержать свою жизнь хотя бы на 10 минут дольше. Но от Матфея 6:27 говорит: “Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?” Поэтому вещи этого мира не могут быть истиной. Только Иисус есть истина, потому что Он учит нас смыслу жизни, откуда мы пришли и куда идем. Как удивительно, что мы можем прийти к познанию истины, если только пребудем в слове Бога и станем учениками Иисуса.

Третье, истина делает нас свободными (32-47). Посмотрите стих 32: “и познаете истину, и истина сделает вас свободными”. В наши дни так много людей не имеющих правильного понимания свободы. Они злоупотребляют свободой и затем гибнут. Но, изучая Библию, мы узнаем, что свобода – это самый лучший дар для человечества. Бог сотворил мир и все, что в нем, и дал его первому человеку, Адаму. Он сказал: “От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь”. Наш Бог похож на отца. Наш Бог похож на мать. Он не хочет править и повелевать нами; Он дал нам свободу выбора. Также Он дал обилие пищи и нескончаемое количество рыбы в океане. Он не забыл ничего. Но, чтобы сохранить духовный порядок, Бог приказал человеку не есть от дерева познания добра и зла, а не то он в тот же день смертью умрет. Здесь мы узнаем, что Бог дал человеку рай, обильную пищу и безграничные природные запасы. В раю не было стыда, хотя они и ходили нагими. Короче говоря, свобода – это драгоценный дар, данный нам Богом, чтобы мы хорошо его использовали. В этой свободе мы могли свободно служить Богу, управлять миром и радоваться.

Но, человек потерял ту свободу, когда сатана пришел к жене первого человека в бархатном облачении и сказал: “подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?”. Она ответила: “плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть” (Быт.3:1-3). Здесь мы видим, что с женщиной случилась беда. Она не пребыла в слове Бога об истинной свободе в Боге. В разговоре с дьяволом она естественным образом солгала, потому что упустила одно слово: “в тот же день”. Бог сказал: “…ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь”. Но она упустила слова: “в день, в который ты вкусишь от него”. Лгать – это удалять одно слово из истины. Из-за того, что женщина упустила часть слова Бога ее муж и она сама были прокляты. Даже небеса и природа получили проклятие. Они потеряли отношения любви с Богом. Они потеряли истину. Они стали лжецами и стали вынуждены тяжело трудиться. Без тяжелого труда и пролития пота Адаму стало невозможно прокормить семью. Благословение женщины, способность рожать детей, стало невыносимо болезненным.

Без истины человек становится беспечным. Каин был сыном Адама. Бог принял жертву его младшего брата Авеля, а его жертву не принял. Каин разгневался и убил своего брата. Хотя Бог хотел наставить его, он не принял наставление. Он подумал, что обречен быть странником, живущим с чувством вины и наказания и страхом, что кто-то однажды убьет его. Поэтому для нас важно иметь правильное понятие о свободе человека в Боге. Выбор Каина быть странником с виновной совестью, чувством наказания и страхом смерти – это не истинная свобода. Но большинство современных людей идут по стопам Каина.

Те, кто знает истину, любят Бога, зная, что Иисус пришел от Бога. Но те, кто не имеет истины – это дьяволы, желающие исполнять похоти своего отца. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, потому что нет в нем истины. Кто не пребывает в истине – то дьявол. Когда они лгут, они говорят ложь дьявола (42-45). Они лжецы, потому что не принадлежат Богу (47).

Взгляните на стихи 42,43. “Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? потому что не можете слышать слова Моего”. Здесь Иисус сказал, что если кто знает Бога, тот знает Его Сына Иисуса. Если кто не принимает Иисуса, то он не принимает Самого Бога. Иудеи не понимали Иисуса не потому, что были глупы, а потому, что были духовно глухими. Они отказывались слушать и понимать. Человек может долго затыкать уши на полезные советы, но если это будет тянуться продолжительное время, он сделается духовно глухим. Человек может слушать только то, что хочет слышать, но если долгое время он будет прислушиваться только к собственным желаниям, к дурным голосам и влияниям, то окончательно лишится способности прислушиваться к голосу Бога и воспринимать Его. Более серьезной проблемой является то, что дьявол незаметно входит в сердца таких людей и делает их своими рабами. История с фарисеями свидетельствует о том, что такие случаи бывали, и не один раз.

Четвертое, Иисус провозглашает о Себе (48-59). Когда Иисус учил Слову Бога, Иудеи не поняли Его и не захотели принимать ни одного слова. Они говорили Иисусу, что Он Самарянин и что в Нем бес. Новые жестокие обвинения посыпались на Иисуса. Но Иисус был очень терпеливым к ним. Он сочувствовал находящимся во тьме и тени смерти. Иисус любил Иудеев и хотел спасти их. Взгляните на стих 51. “Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдает слово Мое, тот не увидит смерти вовек”. Иисус истинно хотел, чтобы они имели вечную жизнь через Его слова. Иисус есть добрый пастырь и для гордых людей.

Какой была их реакция? “Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе; Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек. Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?” (52,53). Опять они не поняли того, о чем говорил Иисус. Не о физической жизни и смерти говорил им Иисус. Он имел в виду, что для того, который принимает Его, смерть перестает быть завершающим пунктом. Верующие в Иисуса вступают в такие отношения с Богом, которые ни время, ни вечность не могут разрушить. Верующий не переходит от жизни в смерть, а от жизни в жизнь, и смерть только средство для перехода в более близкое Божье присутствие. Иисус произнес удивительное откровение, что тот, кто соблюдет Его слово, не увидит смерти вовек. Слово Иисуса дает нам познание истины и освобождает нас от власти тьмы и рабства. Оно также дает нам вечную жизнь.

Иудеи не знали Божьего замысла о спасении мира через Авраама. Поэтому Иисус объяснял, как Авраам сохранил Божье обещание о пришествии Мессии. Взгляните на 56-й стих. “Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой: и увидел и возрадовался”. Авраам поверил в обещание Бога, когда Господь сказал ему: “И благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего” (Быт.22:18). Полагаясь на это обещание, Авраам был рад ожидать прихода Мессии. После своей физической смерти Авраам вошел в Божье Царство и возрадовался, потому что там он увидел, что обещанный Мессия придет в мир, чтобы спасти людей от грехов и смерти. Из этого слова Иисус хотел, чтобы Иудеи поняли, что всякая надежда и радость Авраама воплотилась в Иисусе Христе, Сыне Божьем.

Взгляните на стих 58. “Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь”. Это откровение хорошо показывает нам, кто Иисус на самом деле. Иудеи думали об Иисусе как о человеке. Так и сейчас некоторые думают, что Иисус был мудрым человеком, Который учил об истине, и Которого уже нет. Но Иисус сказал: “Прежде нежели был Авраам, Я есмь”. О чем здесь говорил Иисус? Конечно, Он не имел в виду того, что Он всегда существовал в человеческом облике. Мы знаем, что Иисус родился в этом мире, в маленьком Вифлееме. Здесь Иисус имел в виду то, что до рождения, то есть до пришествия в мир, Он был, или еще точнее, Он есть. Слова “прежде нежели был Авраам, Я есмь” показывают Его вечное существование. Не было такого времени, когда Он начал существовать, и не будет времени, когда Он перестанет существовать. Иисус провозгласил Иудеям, что Он есть Бог, Который всегда есть, в прошлом, в настоящем и в будущем. В Иисусе мы видим не просто человека, который родился, жил и умер, но мы видим вечного Бога, Который есть Бог Авраама, Исаака и Иакова, и Который был до начала времен и всегда есть.

Из этого отрывка мы узнали о том, что Иисус хочет, чтобы мы пребывали в Его слове и стали Его истинными учениками. Пусть Бог благословит нас познать истину так, чтобы мы стали истинно свободными. Пусть Господь сохранит одно слово Бога в нашем сердце.