head
Університетська Біблійна Співдружність

“Иисус – хлеб жизни”

ИИСУС – ХЛЕБ ЖИЗНИ

От Иоанна 6:25-71

Ключевой стих 6:35

“Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда”

В первой части 6-й главы мы узнали о том, что Иисус накормил 5000 человек пятью хлебами и двумя рыбками. Это чудо показывает, что Иисус есть Бог, Который знает то, в чем мы нуждаемся, и заботится о нас. Но когда люди пришли к Иисусу с мирским желанием, Он удалился на гору один. Иисус сделал это не потому, что решил не помогать людям в их нужде, а потому, что хотел дать им нечто лучшее. Иисус хотел духовно помочь людям. В сегодняшнем отрывке мы узнаем, что Иисус есть Хлеб Жизни, и что Сам Иисус есть единственное решение проблемы хлеба для человечества.

I. Старайтесь не о пище тленной (25-34)

Иисус принял пять хлебов и две рыбки Андрея и накормил 5000 человек. Это чудесное событие стало для людей знамением того, что Иисус есть Бог, Который решит проблему хлеба, если только люди поверят в Него. Но люди не уловили духовный смысл этого события. Наоборот, они начали по-мирски думать об Иисусе. Толпа хотела даже применить силу, чтобы взять Иисуса и сделать Его царем. С того момента люди начали внимательно следить за передвижением Иисуса. И когда Он вдруг исчез, люди решили во что бы то ни стало найти своего царя. Они искали Иисуса по всему побережью, а на утро переправились на другую сторону моря в Капернаум и там нашли Иисуса. Люди были рады снова видеть Иисуса. Но их взгляд сильно изменился с тех пор, как они в первый раз встретились с Иисусом. Глядя на Него, люди чувствовали, что уже построили утопическое царство, где нет проблемы хлеба.

Но что сказал им Иисус? Взгляните на стих 26. “Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились”. Когда люди в первый раз пришли к Иисусу, они хотели увидеть Мессию и слушать Слово Бога. Тогда они еще были духовно жаждущими. Но в этот раз они пришли к Иисусу только для того, чтобы решить проблему хлеба. Они не выросли духовно после того, как испытали Божье благословение. Такие люди похожи на детей, которые ждут не возвращения отца из длительной командировки, а подарков от него. Зная их проблему, Иисус не удовлетворил их желания, Он хотел духовно помочь им. Здесь мы видим, что Иисус порою отвечает на нашу молитву словом: “нет”, потому что Он любит нас и хочет дать нам лучший духовный дар. Мы благодарим Бога за то, что Он знает наши нужды и ведет нас по самому хорошему пути. Иисус говорил: “Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него” (Лк.11:13).

Иисус сжалился над жалкими людьми и учил их Божьей истине. Он хотел, чтобы люди хорошо знали истину Бога, поэтому сказал: “Старайтесь не о пище тленной…” Что Иисус имел в виду, когда говорил: “Старайтесь не о пище тленной…”? Иисус знает, что человеку необходимо питание. Но Он утверждает, что человек существует не для того, чтобы хорошо кушать три раза в день. Другими словами, по замыслу Бога человек создан не для того, чтобы зарабатывать много денег и хорошо есть. Но люди усердно работают именно для того, чтобы заработать побольше денег, купить на них хлеба повкусней и жить спокойно. Проблема хлеба – жизненная проблема. Цивилизация развивалась вовсе не потому, что люди жаждали истины, а потому, что искали физический хлеб. Допустим, что люди решат проблему хлеба, но останется еще одна проблема – проблема жизни. Люди не могут жить вечно. Все умрут в назначенное время, в независимости от того, что насытились они с трудом добытым хлебом или нет.

Когда Иисус говорил: “Старайтесь не о пище тленной”, Он не призывал нас бедно жить и мало есть. Наоборот, Бог хочет, чтобы мы жили радостной, избыточной жизнью, как Апостол Иоанн написал: “Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя” (3Ин.2). Когда Иисус говорил: “Старайтесь не о пище тленной”, Он хотел, чтобы мы имели правильную цель жизни, то есть думали о том, для чего мы живем. Нам нужно четко знать, для чего мы живем, для чего усердно учимся, для чего стараемся делать что-то. Иисус хотел, чтобы цель нашей жизни была не приземленной, а высокой, духовной. Апостол Павел так сказал об этом: “Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию” (1Кор.10:31). Слова Иисуса: “Старайтесь не о пище тленной”, перекликаются с Его обещанием: “Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам” (Мф.6:33).

Взгляните еще раз на стих 27. “Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную”. Здесь пища, пребывающая в жизнь вечную, означает Самого Иисуса (51). Она также означает Слово Жизни (54). Первая глава Евангелия от Иоанна объясняет, что Слово было у Бога, и Слово есть Иисус. Иисус пришел в мир, чтобы обитать с нами и спасти нас. Третья глава Евангелия, 16-й стих, прекрасно показывает, что Иисус есть Хлеб, который дает жизнь вечную. В этом стихе написано: “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную”. Поэтому слова Иисуса: “Старайтесь о пище, пребывающей в жизнь вечную”, означают, что мы должны верить в Единородного Сына Иисуса Христа и иметь вечную жизнь. Когда мы обретем вечную жизнь, все наши проблемы исчезнут, и мы будем вечно счастливы.

Многие верующие хотят, чтобы их духовная жизнь была сильной и обильной. Они хотят увидеть Божью славу в своей жизни, любить врагов и иметь веру, с которой можно передвигать горы. Как мы можем стать духовно сильными людьми? Иисус говорит: “Старайтесь! Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную”. Для того чтобы получить награду, марафонцы бегут к финишу изо всех сил. Так и нам нужно бежать духовно. Святой Павел сказал: “Упражняй себя в благочестии; ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей” (1Тим.4:7б,8). Если мы не стараемся, мы не можем вырасти духовно. Внимательно глядя на тех, кто жил сильной духовной жизнью, мы всегда можем увидеть их скрытое духовное стремление.

Когда Иисус сказал: “Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную”, люди спросили: “Что нам делать, чтобы творить дела Божии?” (28). Они готовы были сделать все для того, чтобы решить проблему хлеба. Но что сказал им Иисус? Взгляните на стих 29. “Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал”. Верить в Иисуса является, действительно, самым важным делом и решением всяких жизненных проблем.

Без веры мы не можем угодить Богу. К Евреям 11: 6; “а без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.” Без веры мы не можем обрести вечную жизнь. Без веры мы не можем творить Божьи дела. Мы знаем, что верой мы стали чадами Бога. Фарисеи и книжники очень сильно пытались творить дела. Они думали, что через свои дела или полное соблюдение всяких законов они могут получить спасение. Они всегда старались выглядеть строго и величественно. Но Иисус сказал: “Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал”. Мы получили спасение и вечную жизнь верой, а не нашими заслугами. Так как мы верим в Иисуса и в то, что Он умер на кресте вместо нас за наши грехи, мы дети Бога. Это, действительно, великая милость. Мы должны благодарить Бога за это.

Но как люди отнеслись к сказанному? Они не могли просто принять слов Иисуса. Поэтому начали требовать от Него чудесных знамений, чтобы они могли увидеть и поверить. На самом деле, они уже увидели достаточно большое чудо – насыщение 5000 человек. Но люди опять требовали знамений. Их подлинным желанием было то, чтобы Иисус постоянно кормил их, как Моисей в пустыне кормил их предков в течение сорока лет. Иисус учил неразумных Иудеев тому, что не Моисей дал их предкам манну, а Бог. Иисус сказал, что Он Сам есть небесный Хлеб, и Он дает вечную жизнь тем, кто ест хлеб с небес. Иисус продолжал говорить: “Ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру”. В стихе 27 Он также сказал, что Отец Бог положил Свою печать на Нем. Но люди не верили в слова Иисуса, так как их мнение невозможно было поколебать. Они слушали Иисуса, но на самом деле не слышали. Их слух чутко реагировал только на одно слово: “хлеб”, поэтому толпа неустанно повторяла: “Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Дай нам его!” (34). Они хотели, чтобы Иисус удовлетворил их просьбу.

II. Иисус есть хлеб с небес (35-59)

Во-первых, Иисус удовлетворяет алчущую и жаждущую душу (35). Взгляните на стих 35. “Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда”. Почему Иисус есть хлеб жизни? Потому что Иисус пришел с небес, чтобы решить проблему хлеба для души человека. В этом отрывке слово “с небес” повторяется 10 раз (см. 31-33, 38,41,42,50,51,58). В этом повторении сокрыт важный духовный смысл. Иисус пришел с небес, из Царства Бога. Поэтому Он свидетельствовал о том, что там есть, и что Он видел. Когда Иисус учил Никодима духовному миру, Он сказал: “Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете” (Ин.3:11). Иисус учил людей не какой-то сомнительной теории или передавал им Свое мнение – Он свидетельствовал об истине и о том, что видел на небесах. Иисус знал судьбу человека и его жажду. Он знал, что человеку нужно спасение от грехов и вечная жизнь. Поэтому Он пришел в наш мир Божьим Хлебом, Который спасает нашу душу.

Иисус сказал: “Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих” (Мф.4:4). Библия говорит, что люди устают и жаждут не из-за отсутствия хлеба, а из-за отсутствия Слова Бога, и из-за того, что они несут на своих плечах тяжелое бремя грехов и мучаются от нечистых духов. Эту проблему невозможно решить хлебом. Только Иисус может удовлетворить душу человека и утолить его жажду, потому что Он пришел от Бога, чтобы спасти людей от их грехов. Стих 33 говорит так: “Ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру”.

Во-вторых, Иисус пришел выполнить Божью волю (36-42). Иисус сказал людям, что Он есть хлеб жизни и приходящий к Нему не будет алкать, и верующий в Него не будет жаждать никогда. Но никто не может прийти к Нему, если Бог не привлечет его. Взгляните на стих 37. “Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон”. Если Бог не поможет, никто не сможет придти к Иисусу. Мы смогли встретиться с Иисусом, потому что Сам Бог привел нас к Нему, каждого своим путем. И мы также можем помочь тем, кого Бог хочет привести к Иисусу. Если мы пришли к Иисусу, Он никогда не изгонит нас, потому что Иисус пришел творить не Свою волю, но волю пославшего Его Отца.

Взгляните на стих 39. “Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день”. Божья воля в том, чтобы через Своего Сына Иисуса Христа спасти людей, которые погибают под бременем грехов. Бог подобен пастырю, который оставляет 99 овец для того, чтобы найти одну потерянную овцу. Божья воля заключается в том, чтобы каждый имел вечную жизнь через Его Сына. Взгляните на стих 40. “Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день”. Божья воля в том, чтобы каждый верил в Сына и имел вечную жизнь и вернулся в славное Небесное Царство.

Какова была реакция людей на приглашение Иисуса? Они так и не смогли отказаться от своих мирских желаний. Они не хотели хлеб с небес, а хотели хлеб из магазина. Когда Иисус говорил только о хлебе с небес, они начали презирать Его, говоря: “Не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? как же говорит Он: “Я сшел с небес”?” Иисус мог дать им то, чего они требовали. Но Он знал, что материальная помощь только сделает их хуже. Иисус продолжал учить Божьей истине: “Не ропщите между собою: никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день”. В этой ситуации Иисус мог только отчаиваться. Но Он не сделал этого. Он знал, что хотя многие отвергают Сына Бога, все же есть люди, которые придут к Нему. Сам Бог подходит к ним, трогает их сердца и привлекает к Себе. Таким образом, Божья работа продолжается. Хотя кажется, что весь мир отказывается от Божьего приглашения, которое Он дает через Сына, но Бог не теряет желания приглашать грешников. Люди не могут стоять на пути Бога, и как сказал пророк Исаия: “Будут все научены Богом” (Ис.54:13). Это и есть наша вера, что всегда есть Божьи люди, верующие в Иисуса, и что Бог хочет спасти мир.

Теперь Иисус начал учить людей сути Библии. Он провозгласил: “Я есмь хлеб жизни”, и объяснил это (48). Предки Израильтян ели манну в пустыне 40 лет, но все равно умерли. Однако тот, кто будет есть хлеб жизни с небес, не умрет никогда. Взгляните на стих 51. “Я – хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира”. В стихе 53 Иисус сказал: “Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни”. Этот стих есть резюме Евангелия. Иисус должен умереть на кресте и пролить Свою драгоценную Кровь за грехи мира. После этого, Он должен воскреснуть, чтобы взять Свой народ обратно в Свое славное Царство. Тот, кто верит в Иисуса, будет воскрешен в последний день. Четыре раза Иисус повторил: “в последний день” (39,40,44,54). “В последний день” – эти слова дают нам живую надежду на Царство Бога. Мы радуемся приближению последнего дня, потому что мы верим в Иисуса Христа. Мы взираем на тот день, потому что в тот час мы оставим всякие грехи, немощи, страдания и болезни, и обретем славный образ воскресения. Это и есть то, что Иисус видел и о чем свидетельствовал миру. Именно поэтому Иисус сказал требующим хлеб людям: “Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную”.

Но, к большому сожалению, люди не поняли того, о чем говорил Иисус. Взгляните на стих 52. “Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?” Они подумали, что Иисус людоед. Но несмотря на это, Иисус несколько раз сказал им о том, что они должны есть Его Плоть и пить Его Кровь, чтобы иметь вечную жизнь. Давайте прочтем стих 53. “Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни”. Ядущий Плоть Иисуса и пиющий Его Кровь может пребывать в Нем и жить с Ним всегда, во веки веков.

III. “К кому нам идти” (60-71)

Когда Иисус учил сути Евангелия, многие ученики сказали: “Какие странные слова! Кто может слушать это?” (60). С этого времени многие из учеников отошли от Иисуса и уже не ходили с Ним, так как думали, что ничего не могут получить от Него. Люди хотят услышать сладкую истину. Но нам нужно знать, что истина не всегда сладкая, иногда она бывает горькой, и именно потому, что она истина. Она требует от нас повиновения и жертвы. Не так легко достигнуть истины, потому что она с небес.

Обычно люди ищут такого пророка, который утешал бы их сладкими словами. Они хотят слышать то, что им нравится. Но Бог сказал через пророка Исаию: “Горе тем, которые зло называют добром, и добро злом, тьму почитают светом, и свет тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое горьким!” (Ис.5:20). Многие Библейские пророки сильно страдали, потому что говорили людям правду. Нам нужно искать истину как истину. Нам нужно искать пророка, который называет зло злом.

Иисус печалился не потому, что многие ученики ушли от Него, а потому, что они не имели веру и не поняли истину. Они искали легкий путь. Они думали о том, как угодить своей плоти. Поэтому Иисус сказал в стихе 63: “Дух животворит, плоть не пользует ни мало; слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь”. Здесь мы учимся тому, что без духовного понимания мы не можем принять Слово Бога. Мы должны верить, что Слово Бога есть Слово Жизни.

Иисус знал, что Его двенадцати ученикам было нелегко от того, что многие ушли. Тогда Иисус спросил у них: “Не хотите ли и вы отойти?” Симон Петр отвечал Ему: “Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и познали, что Ты – Христос, Сын Бога живого” (68,69). Здесь мы учимся у Симона Петра тому, что он решил следовать за Иисусом, не потому, что Андрей позвал его, а потому, что он сам принял Слово Жизни. Мы должны иметь хотя бы одно слово жизни своем сердце.

Пусть Бог удалит из нашей головы ту навязчивую мысль, что хлеб может решить нашу жизненную проблему. Пусть Бог поможет нам верить, что Иисус, Хлеб Жизни, даст нам жизнь вечную.