head
Університетська Біблійна Співдружність

“Иисус – свет миру”

ИИСУС – СВЕТ МИРУ

От Иоанна 8:1-30

Ключевой стих 8:12

“Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру: кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни”.

В сегодняшнем слове хорошо показано, что Иисус спас одну жалкую женщину от осуждения фарисеев и книжников, и дал ей новое направление жизни. После этого события Иисус провозгласил: “Я свет миру”. Пусть Бог поможет нам понять духовное значение этих слов.

I. Иисус спасает осужденную женщину (1-11)

Когда закончился великий праздник Кущей, все люди разошлись по домам. По пути они рассказывали друг другу, как чудесно провели праздник, и единственным их желанием, наверное, было хорошо выспаться. Но что делал Иисус в ночь последнего дня праздника, когда все люди спали крепким сном? Взгляните на стих 1: “Иисус же пошел на гору Елеонскую”. Елеонская гора была местом молитвы Иисуса. Его сердце было переполнено сочувствием и жалостью к жаждущим людям, жившим во тьме и тени смертной. Он знал, к чему в итоге могут придти эти люди. Поэтому на празднике, Иисус призвал их к Себе: “Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой”. Он также сказал им: “Я пришел от Бога”. Но многие так и не поняли о чем говорил Иисус. Он пошел на гору Елеонскую, чтобы молиться за мир. А утром Он опять пришел в храм, чтобы учить народ слову Бога.

Иисус знал, что только Слово Бога может дать людям вечную жизнь. Об этом так написано в Евангелии от Иоанна 5:25: “Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут”. Божье Слово может изменить неисправимых грешников в святых детей Бога. Апостол Петр сказал: “Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве, засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает в век” (1Пет.1:23,24). Это и есть причина того, почему Иисус относился к изучению Библии с людьми как к Своей миссии, данной Богом. Самая лучшая помощь людям это учить их Слову Бога, веруя, что Божье Слово даст им вечную жизнь.

Взгляните на стих 3. Когда Иисус учил народ Слову Бога, книжники и фарисеи слушали Его проповедь. Духовные лидеры были высокообразованными людьми, занимающими престижное положение в обществе. Более того, они были частью святого народа, избранного для того, чтобы провозглашать славу Бога всему миру. Фарисеи и книжники также должны были учить Божьим заповедям свой народ. Бог избрал их и назначил пастырями для Своего страдающего народа. Но они игнорировали привилегию, данную им Богом.

Фарисеи и книжники, в груди которых билось сердце диавола, притащили в храм женщину, взятую в прелюбодеянии. Всю ночь религиозные лидеры подглядывали в замочные скважины домов, чтобы схватить какую-нибудь женщину на месте преступления. И они нашли одну такую женщину и привели к Иисусу, поставив ее посреди толпы. Фарисеи и книжники сказали Иисусу: “Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?” (4,5).

Книжники и фарисеи искали повода обвинить Иисуса и опозорить Его перед людьми. По Иудейским законам прелюбодеяние было серьезным преступлением. Раввины говорили: “Каждый иудей должен скорее умереть, чем совершить идолопоклонство, убийство или прелюбодеяние”. Прелюбодеяние было одним из трех тягчайших грехов, за которые полагалась смертная казнь (Левит 20:10, Второзаконие 22:22-24). Неразрешимая проблема, перед которой религиозные лидеры хотели поставить Иисуса, сводилась к следующему: если бы Иисус сказал, что женщину действительно следует побить камнями, то, во-первых, Он потерял бы славу доброго пастыря, и уже никто никогда бы не назвал Его Другом грешников, а во-вторых, Он нарушил бы римский закон, по которому Иудеи не имели права выносить смертный приговор и приводить его в исполнение. Если бы Он сказал, что женщину следует помиловать, Его сразу же обвинили бы в том, что Он учит людей нарушать закон Моисея, что Он прощает прелюбодеяние и даже поощряет его. В такую ловушку книжники и фарисеи пытались заманить Иисуса.

Взгляните на стих 6. Сердце Иисуса ужасно болело, когда он видел происходящее. Лукаво-хищное выражение лиц книжников и фарисеев, холодная жестокость в их глазах, похотливое любопытство толпы, стыд женщины – все это настолько переполнило сердце Иисуса муками и страданием, что Он спрятал Свой взор от толпы и начал что-то писать перстом на земле. Иисус вздыхал, сожалея о грешной жизни женщины, которая никогда не знала любви пастыря. Он вздыхал также о книжниках и фарисеях, которые были ослеплены своей завистью и жестокостью. Иисус молился за них. Когда они продолжали спрашивать Иисуса, Он восклонившись сказал им: “Кто из вас без греха, первый брось на нее камень” (7). Это означало, что они могут забросать ее камнями по закону Моисея при одном лишь условии, если только они сами безгрешны (Рим.3:10: как написано: нет праведного ни одного). Ведя блудницу в храм, книжники и фарисеи ожидали провала Иисуса и кровавого суда над женщиной, но ситуация обернулась против них самих. Слова Иисуса разбудили их совесть. (Евр.4:12,13: Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет). Религиозные лидеры больше не могли стоять перед Святым Сыном Бога. Стих 9 говорит: “Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоя посреди”. Посмотрите на стихи 10 и 11. “Иисус, восклонившись и не видя никого кроме женщины, сказал ей: Женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя? Она отвечала: Никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши”. Здесь мы можем узнать некоторые вещи об Иисусе.

Во-первых, Иисус не осудил женщину. Основное различие между фарисеями и Иисусом заключалось в том, что они хотели осудить женщину, а Он хотел простить ее. Между строк этого повествования можно прочесть, что книжники и фарисеи очень хотели побить женщину камнями и сделали бы это с большим удовольствием. Они испытывали наслаждение, используя данную им власть для осуждения другого человека. Но Иисус имел великое сочувствие к грешнику. Иисус смотрел на грешника с состраданием, происходящим от любви, а книжники и фарисеи смотрели на грешника с презрением, основанном на чувстве собственной праведности. На самом деле, эта женщина должна была быть осуждена за свою грешную жизнь. Она была грешницей, которую могли судить даже лицемерные лидеры. Грехи блудницы были так скверны, что никто не мог спасти ее от осуждения. Но Иисус спас ее от осуждения, потому что Он пришел от Бога занять ее место на суде.

Когда все обвинители ушли, остался один Иисус и женщина. Перед женщиной стоял Тот, Кто мог судить ее. Она предстояла перед Святым Богом, Который имеет власть судить всех по истине. Но Иисус сказал ей: “И Я не осуждаю тебя”. От Иоанна 3:17 говорит “Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него”.

Иисус взял на Себя грехи женщины и простил ее. В послании к Галатам 3:13 говорится: “Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, – ибо написано: проклят всяк, висящий на древе”. Благодаря тому, что Иисус был осужден вместо нас, на нас нет никакого осуждения. Святой Павел сказал: “Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут…” (Рим.8:1). Когда мы приходим к Иисусу и просим Его милости, Он дает нам освобождение от осуждения за наши грехи. Когда мы помним, что Иисус был осужден вместо нас, наше сердце наполняется Его милостью и благодатью. Сын Бога пришел в наш мир для того, чтобы простить нас и спасти нас от вечного осуждения (1-е Петра 2:24; Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились). Наш Спаситель Иисус не смотрит на наши грехи и ошибки, а говорит каждому из нас: “Я не осуждаю тебя”. Это самая благая весть для нас! Однако многие люди продолжают сильно страдать под осуждением сатаны. Чувство вины и осуждения ужасно мучает душу человека. Такие люди должны знать, что Иисус, Сын Бога, пришел снять с них осуждение и бремя грехов. Они должны придти к Иисусу и услышать Его милосердные слова: “Я не осуждаю тебя”. Хвала Иисусу! Слава Богу, Который отдал Своего Единородного Сына, чтобы спасти человечество от вечного осуждения.

Во-вторых, Иисус дал ей новое направление жизни. Взгляните на стих 11. “Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши”. До сих пор женщина жила грешной жизнью, за которую должна была быть наказана смертью. Но Иисус простил ее грехи. Он также дал ей новое направление жизни: “Иди и впредь не греши”. Иисус хотел, чтобы она оставила грешную жизнь и начала жить жизнью веры, полезной для многих. Можно легко ошибиться, решив, что Иисус прощал легко и просто, словно сам грех не так уж важен. На самом же деле, грех страшен, поэтому возмездие за грех – смерть (Рим.6:23: Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем).

Но Иисус хотел, чтобы женщина начала новую жизнь в Нем. В Иисусе человек получает Благую Весть нового начала. Иисуса всегда глубоко интересовало не только то, кем человек был раньше, но кем станет в будущем. Когда Иисус говорил: “Иди и впредь не греши”, Он был уверен в том, что у этой женщины есть не только прошлое, но и будущее. Его прощение – это ясный призыв к святой жизни. Иисус показал грешнице красоту безгрешной жизни. Это было не просто прощение, но это был призыв, направляющий грешницу к высотам добродетели, о которых она не могла и мечтать. Иисус верил в то, что с Его помощью грешник найдет в себе силы стать святым. (2Кор.5:17: Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое).

II. Я свет миру (12-30)

После того как Иисус спас грешную женщину, Он продолжил учить народ. Взгляните на стих 12. “Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру: кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни”. Обстановка, в которой Иисус произнес эти слова, несомненно, сделала их яркими и внушительными. Иоанн связывает это изречение Иисуса с праздником Кущей. В первый вечер этого праздника совершалась церемония иллюминации Храма. В этот день, после наступления темноты, во дворе храма зажигали подсвечники и, говорят, что свет от них заливал не только двор храма, но и весь Иерусалим. Постепенно этот свет затухал и снова наступала тьма. Но Иисус сказал людям: “Я свет миру”. Иисус есть вечный свет миру. Он светит темному миру и душе каждого человека светом истины. Евангелие от Иоанна 1:9 говорит: “Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир”. Иисус пришел в темный мир Светом для того, чтобы выгнать тьму из наших сердец. Этот Свет не только светит миру, но и исцеляет наши болезни.

Иисус сказал: “Я свет миру: кто последует за Мною, тот не будет ходить в тьме, но будет иметь свет жизни”. Этот стих дает нам ясное жизненное направление. Те, кто последуют за Иисусом, Светом мира, придут к истине и будут иметь свет жизни. Как мы знаем, власть тьмы очень сильна. Ничто не может победить силу тьмы. Образно говоря, тьма – это печальное сердце грешника, сожаление о себе, неспособность прекратить грешную жизнь. Всякая фаталистическая мысль есть элемент тьмы. Никто из людей не может победить ее силу. Но Иисус, Который есть Свет мира, может победить тьму. В Евангелии от Иоанна 1:5 говорится: “И свет во тьме светит, и тьма не объяла его”. В этом стихе глагол “объять” имеет значение “победить”. Свет Иисуса побеждает власть тьмы и греха. Он говорит: “Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни”. Мы должны придти к Иисусу, чтобы иметь свет жизни. Кто имеет свет Иисуса, тот может быть источником благословения для находящихся во тьме людей.

Взгляните на стих 13. Когда Иисус сказал: “Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни”, фарисеи враждебно отреагировали на Его слова. Для них слово “свет” было особенным образом связано с Богом. Раввины говорили, что имя Спасителя – Свет. Когда Иисус заявил, что Он Свет миру, это было заявлением, выше которого ничего не могло быть. Поэтому фарисеи сильно воспротивились Иисусу и говорили, что Его слова не истинны. Взгляните на стих 14: “Иисус же сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно, потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду”. Иисус Сам есть истина, Он Создатель всего. Иисус знал Свою связь с Отцом и Ему не нужно было никакого доказательства. Иисус даже сказал, что у Него есть второй свидетель, и этот второй Свидетель – Бог. Но фарисеи все равно не поняли слов Иисуса. Они не хотели слушать Иисуса, а хотели погубить Его. Но Иисус любил их и хотел спасти их от вечного осуждения. Он знал истинную судьбу фарисеев, поэтому несмотря ни на что, с сочувствием учил их. Взгляните на стих 24. “Почему Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших: ибо, если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших”. Грех ослепил их и мешал видеть Бога и спасение в Иисусе. Христос пришел в темный мир. Он принес нам средство для исправления и исцеления. Он принес прощение и очищение. Иисус принес силу и благодать жить так, как было предназначено человеку, и сделать мир таким, каким он должен быть. Но человек может отказаться от исцеления.

Врач может сказать пациенту, что такое-то лекарство может исцелить его и восстановить его здоровье, и может даже сказать, что, если пациент не воспользуется этим лекарством, то неизбежно умрет. Именно это сказал Иисус: “Если не уверуете, что это Я, умрете во грехах ваших”(24). Любой человек может заметить, что в этом мире не все в порядке. Но только признание Иисуса Сыном Божиим и принятие Его Своим Спасителем и Господом может исцелить нашу душу и исправить наш мир. В длинном разговоре, описанном в этом отрывке, мы видим, как Иисус сильно любил грешников и сочувствовал им. Иисус есть Сущий от начала, Создатель мира. Он знает начало и конец мира, судьбу человечества. Он знает, что человеку нужно делать прежде всего, поэтому сказал: “Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную” (6:27). “Я свет миру: кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни”. Сердце Иисуса нестерпимо болело от того, что люди ходили во тьме как слепые. Поэтому Он усердно учил их Слову Бога, несмотря на то, что многие не приняли Его учения. Но Иисус не был одинок. Он верил в то, что Бог никогда не оставит Его одного и будет с Ним.

Из этого отрывка мы узнали о том, что только в Иисусе Христе нет никакого осуждения. Иисус пришел не для того, чтобы осудить мир, а для того чтобы простить и спасти мир (Ин.3:17). Он приглашает нас: “Я свет миру: кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни”.