head
Університетська Біблійна Співдружність

“Притча о сеятеле”

Притча о сеятеле

От Марка 4:1-20

К.С.20: А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.

Что бы мы ни делали, каждого из нас всегда интересует результат. Некоторые говорят, что изучение Библии не дает им пользы. Но многие не променяют Библию ни на что другое, потому что она реально изменила их жизнь и открыла им огромные Божьи благословения. Так от чего же зависит результат? Как я могу получить результат? В этом отрывке Иисус рассказывает притчу, которая дает нам ответ на эти вопросы.

1. Притча о сеятеле

Прочитаем стихи 1,2: «И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря. 2 И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им». Это была удивительная, поражающая воображение проповедь. Иисус говорил не с трибуны, а с лодки, под шорох волн и крики чаек, а народ слушал на берегу. Много людей пришло, чтобы послушать Его. Иисус учил притчами, показывая через простые жизненные истории непостижимые духовные истины.

Почему Иисус учил притчами, а не говорил прямо? Во-первых, чтобы сделать Царство Бога понятным каждому человеку. Никто не видел духовный мир глазами, но через притчу можно понять его принципы. Во-вторых, чтобы слушатели могли задуматься. Очень плохо поступают родители, которые стараются все делать вместо своего ребенка. Такой ребенок вырастет совсем бестолковым. Поэтому Иисус хотел, чтобы слушатели научились самостоятельно думать и понимать духовный мир.

Иисус рассказал такую притчу: «вот, вышел сеятель сеять; 4 и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. 5 Иное упало на каменистое [место], где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; 6 когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. 7 Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило [семя], и оно не дало плода. 8 И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто».

Возможно, кто-то из вас поехал учиться в Киев, чтобы раз и навсегда оставить сельское хозяйство. Но, по крайней мере, вы понимаете, о чем говорил Иисус. В то время всем людям были понятны образы, которые Иисус использовал в этой притче.

Изъезженная и исхоженная поверхность дороги очень твердая. Когда зерно падает на дорогу, оно не может пустить корень. Оно остается на поверхности, где его легко находят птицы. Таким образом, отличное семя не приносит плода.

Вторая почва – каменистая. Тонкий слой земли хорошо прогревается, а камень хранит тепло. Благодаря камню вода не уходит в землю, почва влажная и зерно быстро прорастает. Но когда всходит солнце, тонкий слой земли быстро высыхает, и росток не находит необходимой влаги. Хотя солнце тоже необходимо растению, на такой почве оно убивает неукоренившийся росток.

Третья почва – тернистая. Кто имеет свой огород, тот знает, как быстро растут сорняки. Только прополешь картошку, не успеешь порадоваться, какая она чистая и аккуратная, как сорняки уже выше картошки и надо снова браться за дело. Иначе они заглушат полезные растения, и те не дадут плода.

Четвертая почва – хорошая. Там зерно легко укореняется и приносит обильный плод. Это – мечта земледельца. Такая почва приносит ему огромную радость.

Иисус закончил притчу, воскликнув: «кто имеет уши слышать, да слышит!». Есть одно требование, необходимое для того, чтобы понимать притчи Иисуса: надо иметь уши. Если вы пришли на Богослужение, но уши оставили дома, вы не сможете вынести отсюда ничего важного. Нужно внимательно слушать слово и понимать, о чем оно говорит.

Послушав притчу, те, у кого нет ушей, разошлись по домам, разговаривая между собой: «Почему это Иисус земледелием занялся?» «Какая глупая история! Кто же на дороге зерно сеет?». Некоторые же считали, что зря потратили время, потому что на лекции Иисуса совсем не научились эффективнее зарабатывать деньги. Но некоторые остались, потому что у них появились вопросы. Слово Бога их заинтересовало.

Что ответил им Иисус? Посмотрим стихи 11,12: «И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; 12 так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи».

Во-первых, здесь мы узнаем важный факт, что у Царства Божия есть тайны. Царство Бога бесконечно глубокое, разнообразное, оно полно удивительных вещей, необычайно полезных в нашей практической жизни. Не все знают об этом. Некоторые говорят: «А, Царство Бога. Понятно…», хотя на самом деле ничего не понимают. Они сами себя делают «внешними», не способными понять. Они слышат, но в одно ухо влетает, а в другое вылетает. Для них слово Бога остается только притчей, не имеющей практической ценности.

Во-вторых, есть люди, которым дано знать эти тайны, применять в своей жизни и получать результаты. Что это за люди? Какие-то особенные? Нет, они обычные. Но они отличаются тем, что не уходят, пока не получат ответа. Они задают осмысленные вопросы. Одним словом, тайны Царства Божьего открыты всем, кто имеет желание.

2. Толкование притчи

Мы счастливые люди, потому что Сам Иисус истолковал нам эту притчу. Прочитаем стих 14: «Сеятель слово сеет». Слово Бога похоже на семя. Внешне кажется, что в нем нет ничего особенного. Но в нем есть сила жизни. В слове Бога есть безграничная сила роста, сила развития, сила принесения плода. Однако как семя не может расти и приносить плод, пока не попадет в почву, так и слово Бога должно попасть в сердце человека. В Ис.55:10,11 сказано: «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, – 11 так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его». Слово Бога – это очень хорошее семя. Когда мы читаем или слушаем слово Бога или говорим его другим – надо помнить, что в нем есть сила. Но также плод зависит от того, в какую почву оно попадет.

Первое – жесткое сердце. Прочитаем стих 15: «[Посеянное] при дороге означает тех, в которых сеется слово, но [к которым], когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их». Это люди, которые не желают иметь никаких отношений со словом Бога. Их сердце полно предубеждений и человеческих мнений. Слово Бога их обличает, но они не желают признать истину. Тогда приходит диавол и помогает им быстро забыть слово Бога. Как правило, с возрастом сердце становится все более жестким. Первокурсники еще открыты для Евангелия. Но уже со второго курса, после совершенных грехов и разочарований, они начинают думать, что что-то понимают в жизни. С третьего курса думают, что уже понимают в жизни все. На самом деле из-за отчаяния и совершенных грехов их сердце покрывается асфальтом, и они не могут принять Евангелие серьезно. С развитием цивилизации строится все больше дорог, но также все больше сердец покрываются толстым слоем асфальта равнодушия.

На дороге можно сеять, если ее сначала перепахать. Человек может перестать быть равнодушным, когда в его жизни происходят катастрофы.

Иоан.1:9-12 говорит: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. 10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. 11 Пришел к своим, и свои Его не приняли 12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими». Кто не остается равнодушным, получает власть быть дитем Бога. Если вы, слушая это обещание, видите, что слово Бога оставляет вас равнодушным, значит ваше сердце похоже на дорогу, и Господь с любовью будет вспахивать его через разные жизненные трудности, чтобы вы могли принести плод. Ожидайте.

Второе – сердце с поверхностным отношением. Прочитаем стихи 16,17: «Подобным образом и посеянное на каменистом [месте] означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, 17 но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются». У таких людей слово только в голове и не доходит до сердца. Они наслаждаются христианской культурой, понимают, какие выгоды приносит им христианство, но не укореняются. Пример. У меня был однокурсник, который раньше меня стал верующим. Он всегда ходил по факультету с Библией. Он убеждал меня: «читай Библию, это слово Бога!». Я встретил его через год после окончания университета и спросил, как у него отношения с Иисусом. Он ответил: «ах! у меня сейчас и своих проблем хватает». Я надеюсь, что он еще принесет плод для Царства Божьего, но хочу сказать о том, что произошло в то время. Почва его сердца была неглубокой. Когда взошло солнце, то есть закончил учиться, потерял место в общежитии, и стало трудно просто выжить в Киеве, его вера завяла. Подобным образом у кого-то вянет вера под давлением друзей или родственников.

Если вы боитесь, что ваша вера завянет под давлением, значит ваша первая необходимость – укорениться. Что значит «укорениться»? Корень – это то, что дает растению способность черпать жизненную силу из почвы. Наша вера должна черпать силу из глубин Божьего Слова. Для этого надо серьезно принимать те обещания, которые Бог дал в Библии, и полагаться на них в ежедневных ситуациях. Например, Иисус обещал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». Нам надо верить, что если мы будем поступать по правде, то ничего не потеряем, потому что Господь все приложит нам. Как солнце необходимо для роста растений, так трудности необходимы для роста нашей веры. Поэтому надо научиться благодарить Бога, что через трудности Он помогает нам стать крепкими, стойкими и верными. (Кол.2:6,7): «Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, [так] и ходите в Нем, 7 будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением».

Третье – тернии. Прочитаем стихи 18,19: «Посеянное в тернии означает слышащих слово, 19 но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода». Почва такого сердца хорошая, настолько хорошая, что может этим загордиться. Такой человек принимает слово Бога, меняет свою жизнь согласно слову, но также он желает чего-то еще. Со временем желание богатства и комфорта становятся сильнее духовного желания. Хорошие и полезные вещи этого мира могут стать терниями, заглушающими слово. Молился, служил Богу – Бог благословил создать семью. Затем приходят переживания, как эту семью обеспечить, и за ними уже Бога не видно. Потом Бог помиловал, дал хорошую работу – и пришли переживания, как бы эту работу не потерять. И человек идет в воскресенье на Богослужение, но его сердце идет на работу. Когда смотришь на такого человека, то видишь не образ Иисуса, а образ Бенджамина Франклина в овальной рамочке (“almighty dollar”). Обольщение богатством действует не только на богатых. Бедные тоже тратят много сил и времени ради богатства. Быть богатым – не плохо. Но нельзя любить деньги, потому что сребролюбие – это корень всех зол. Есть и другие пожелания, которые мешают расти нашей вере. Иисус однажды сказал: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф.6:24). Если вы пришли на Богослужение, но ваше сердце сейчас в другом месте, это явный признак терний. Тогда нужно раскаяться в двойном сердце и решить быть верным только Богу.

Четвертое – хорошая почва. Прочитаем стих 20: «А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат». Плоды – это признак хорошей почвы. Хорошую веру должно быть видно. Хорошее отношение к слову Бога изменяет нас изнутри и влияет на окружающих.

Кто имел дело с землей, тот знает, что не бывает хорошей почвы. Хорошая почва – это всегда обработанная плохая. Надо потратить усилия, но зато результат будет огромным – «один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат».

Какие же плоды нас ожидают? Давайте обратимся к Посланию Галатам, где говорится о плодах Святого Духа (Гал.5:22,23): «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23 кротость, воздержание. На таковых нет закона». Когда мы укореняемся в Божьих обещаниях, когда мы все почитаем тщетою ради превосходства познания Иисуса Христа, наши внутренние черты изменяются. Появляется любовь, появляется радость, появляется мир, и т.д.. Также появятся внешние плоды, потому что наша измененная жизнь будет влиять на других.

Когда мы проповедуем Евангелие, мы встречаем разные типы сердца. На самом деле мы сразу не знаем, какое сердце у человека. Но нас утешает то, что кто-то не будет равнодушным, не будет поверхностным и не будет иметь двойного сердца. Кто-то искренне раскается и станет учеником Иисуса. Мы не знаем, кто, поэтому проповедуем всем. В Пс.125:5,6 сказано: «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. 6 С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои». У проповедника есть большая радость, когда одна душа начинает серьезно относиться к слову Бога и получает прощение грехов и вечную жизнь.

Я благодарю Бога за это слово. Когда-то я был атеистом. Потом мне несколько раз случилось услышать проповеди, и я стал бояться, что Бог есть. Я не хотел признать, что это правда, потому что не хотел расставаться со своими грехами. Но Господь разрушил асфальт моего сердца через разочарование в жизни. Когда я окончил университет, моя вера чуть не усохла от страха перед трудностями. Но Господь помогал тогда укореняться в надежде на Него. Готовя эту проповедь, я увидел, что сейчас у меня период терний. Временами я за делами забываю читать Библию и молюсь только чуть-чуть. Я снова решил поставить Иисуса единственной целью своей жизни.

Итак, мы узнали три вещи, которые не позволяют получить результат: равнодушие, поверхностное отношение и двойное сердце. Чтобы принести плод, мы должны принимать слово Бога, укореняться в Божьих обещаниях и быть верными Иисусу. Молюсь, чтобы каждый из нас стал хорошей почвой и принес прекрасные плоды внутреннего изменения и влияния на окружающих.