head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Дабы были здравы в вере” (К Титу 1:1-16)

ДАБЫ БЫЛИ ЗДРАВЫ В ВЕРЕ

К Титу 1:1-16

Ключевой стих 1:13б : "По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере."

Недавно мы с женой посмотрели мультик «В поисках Немо». Там одна маленькая рыбка воспользовалась Восточно-Австралийским течением по аналогии, как человек пользуется автомобильной трассой. Эта рыбка просто впрыгнула в это течение, и оно несло её с громадной скоростью, так что ей самой даже не приходилось работать плавниками. В представлении большинства людей церковь выглядит именно таким образом. «Я прихожу в церковь, «впрыгиваю» в неё, а остальное происходит без моего участия». Прославление поёт само по себе. Проповедники читают проповеди так легко, и непринужденно, что ты начинаешь думать, что это для них норма – написать пару-тройку проповедей после обеда, и еще одну – перед сном.. Между участниками хора, видимо, ведётся ожесточенная борьба за право спеть песню перед проповедью. И вообще, вся эта любовь, и гармония – они есть сами по себе, и их ничем не разрушишь, и ничего, соответственно, не нужно делать, чтобы сохранить это.

Но это абсолютно не так. В послании Ефесянам Павел говорит: «…умоляю вас поступать…, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф.4:1-3). Церковь создаёт Бог, но охранять и хранить её – это наша с вами задача. Через сегодняшний отрывок из Послания к Титу мы узнаем, каким же образом эту задачу мы можем выполнить.

Послание это было написано апостолом Павлом, примерно, в 65-м году н.э., предположительно, в Македонии. Во многих чертах оно схоже с Посланиями к Тимофею, и пронизано одной общей с ними мыслью: «чтобы… ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1Тим.3:15).

Сегодня мы будем читать первую главу Послания к Титу. Давайте вместе прочитаем 1 ый и 2-ой стихи:

Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, [относящейся] к благочестию, в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен (Тит.1:1-2)

Когда мы читаем первые два стиха этой главы, то, кажется, что Павел начинает весьма витиевато. Это ощущение только крепнет, после прочтения первых четырех стихов.

В фильме «Хождение за три моря» русский купец Афанасий Никитин так начинает свое прошение индийскому султану: «Его Величеству, императору и государю всей вселенной, наместнику Всевышнего на земле, средоточию ума, поборнику веры, солнцу учености, луне добродетели, повелителю и государю всей Индии…».

Очевидно, что такое пышное вступление служило только для красоты, и не несло никакой информации, тем более, это не был государь всей Индии, а только лишь мэр маленького города. Можно подумать, что Павел пишет тоже только для красоты. Но это не так. Давайте внимательно посмотрим, что же он говорит.

Павел, раб Божий… Как видим, Павел сразу называет себя рабом, и этим подчеркивает, что полностью подчинил свою жизнь Богу. Он не ищет личной славы, не строит амбициозные планы, но вместо этого всегда довольствуется тем, что ему дает Бог.

Апостол же Иисуса Христа… Он называет себя Апостолом, что означает «вестник, посланный». Когда-то на пути в Дамаск он встретил Иисуса Христа. Тот, Кого он гнал, дал ему надежду и призвание. Павел был талантливый оратор, он был Римским гражданином, в конце концов. Но всё это он почитал за сор, самым главным событием и достижением своей жизни, считая познание Христа. Он отдавал себе отчет, что говорит и действует только от имени Христа, и только Его силой и властью.

Следующий кусок я прочитаю в современном переводе, чтобы было более понятно: «Я был послан привести избранных Богом к вере и постижению истины и к подлинному богопочитанию, и дать им надежду на вечную жизнь».

Своей задачей Павел видит не просто привести людей ко Христу, спасти их души, но привести их к «постижению истины и к подлинному богопочитанию». Он хочет, чтобы они научились поклоняться Богу и по-настоящему благоговеть пред Ним, как это делали Давид, Моисей и сам Павел. Чтобы они, «взирая на славу Господню», изменялись в образ Христа, чтобы имели те же чувствования, что и Он.

В первых четырех стихах Павел провозглашает своё кредо – сам смысл своей жизни: «я буду служить Господу в надежде вечной жизни». И это не просто красивые слова. В послании к Филиппийцам, первой главе Павел говорит:

«Я буду и дальше проповедовать так смело и открыто, что благодаря мне еще больше воссияет величие Христа – или жизнью моей, или смертью! Ведь для меня жизнь – Христос» (Фил. 1:20-21; «Радостная весть»)

Вся проповедь Павла основана на надежде вечной жизни. В греческом для слова «вечная» употреблено слово «аиониос», которое может относиться только к Богу. Бог предлагает не просто жить вечно, и вечно страдать от скуки и пресыщенности, но предлагает разделить эту вечную жизнь с Ним. Он дает нам надежду вместо разочарования, мир вместо беспокойства, истину вместо наших догадок и поисков смысла. Христианство предлагает не какой-то подход, мораль, взгляд на жизнь, метод прожить ее правильно, оно предлагает саму жизнь.

Именно потому Павел хочет утвердить христиан Крита в вере. И делает он это вовсе не потому, что был каким-то человеком не от мира сего со странными причудами, и это была одна из них. Он делает это, чтобы они, так же как и он сам, ощутили полноту Божьей любви, Божьей благодати и Божьей славы. Чтобы, как и он сам, они ощутили всё блаженство Христовой любви! Потому что христианство не заканчивается на Спасении. Это только начало.

Потому, имея такую надежду вечной жизни во Христе, Павел и обращается к Титу с просьбой помочь и укрепить Церкви на Крите. Давайте прочитаем вместе стихи 4-5:

4 Титу, истинному сыну по общей вере: благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего. 5 Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал (Тит.1:4,5)

Раз уж мы исследуем послание к Титу, то было бы неплохо узнать, кто же он такой. Поэтому я немного остановлюсь на этом. Мы не очень много знаем о Тите. Он был жителем Антиохии, и стал верным сотрудником Павла. Многие исследователи считают, что он к тому же был родным братом евангелиста Луки. Сам Павел называет Тита "истинным сыном по общей вере". Вероятнее всего это означает, что Тит принял Иисуса Христа именно через проповедь Павла.

Когда-то Тит был агнцем. Сейчас он – стал прекрасным сотрудником и помощником для Павла. Приятно видеть, как в церковь приходит новый человек, как он меняется и становится прекрасным служителем. Но еще более отрадно видеть эти изменения в том, кому ты служил. Давайте будем усердны и прилежны в проповеди Евангелия, чтобы, как Павел, приобретать таких духовных детей, как Тит, в студгородках киевских университетов. Аминь.

Что же это были за проблемы, что Павел вынужден был обратиться к Титу? Стихи 10-11 говорят:

10 Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, 11 каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти. (Тит.1:10,11)

Интересно, что все перечисленные здесь «проблемные люди» были частью церкви, а не посторонними, пришедшими с улицы, и срывающими Богослужения. Познакомимся с ними ближе, тем более что с тех пор, принципиально, ничего не изменилось.

Проблемой первой были непокорные. Это такая категория людей, для которых любое решение других – всегда ошибочно. Любое предложение они готовы принять в штыки. Это бунтовщики по натуре. Именно об этой категории говорит стих 15:

Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть (Тит.1:15).

Лично для меня всегда было загадкой, как многие люди находят камни преткновения в христианской жизни там, где их нет. Проблема непокорности очень часто лежит не в характере человека, а в скрытом грехе. Библия говорит, что «Светильник для тела есть око» (Матф. 6:22), и что «из сердца человеческого, исходят злые помыслы» (Мк.7:21). Неизмененное полностью Христом сердце находит везде проблемы.

Второй проблемой были пустословы. Это люди, которые отделяли свое служение в церкви от личной жизни. Эти две сферы их жизни были несовместимы. Они выглядели так благочестиво в церкви, но жили совсем по-другому. Именно таким Павел говорит: «а я раб Божий».

Третьей проблемой были обманщики. Своими поучениями они уводили верующих от истины. Стих 11 говорит, что делали они это «из постыдной корЫсти»; то есть для получения определенной выгоды. Некоторые теологи даже считают, что они делали это за деньги. В церкви всегда есть опасность постараться извлечь определённую выгоду из своего положения. В Краматорске, помню, была одна семья, которая на таких же, как у нас, изучениях Библии начала продавать бутерброды, пользуясь тем, что изучения шли по три часа и после работы. И всё бы ничего, но только они стоили так дорого, что далеко не каждый мог их себе позволить купить… Могу только представить себе п. Сару, продающую мне арбуз на изучении

Иногда в церкви под лозунгом – «это основано на Библии» – распространяются различные учения: о бизнесе, о психологии лидера, о правильном питании и так далее. И хотя сами по себе эти вещи интересны, правильны и полезны, но при внесении таких учений внутрь церкви у людей, особенно неукрепленных, могут возникнуть неправильные ценности. Тогда они даже начинают, проповедуя на улицах, говорить не об Иисусе, а о том, как Он питался. Нужно ли говорить, что подобные вещи имеют самые плачевные последствия для их жизни во Христе.

Кроме того была еще одна существенная проблема. Посмотрите стихи 12 и 13а:

12 Из них же самих один стихотворец сказал: "Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые". Свидетельство это справедливо. (Тит.1:12,13а)

Здесь речь идет о менталитете критян. Ни один народ в мире не пользовался такой дурной славой, как они. Их преследовала слава пьяниц, наглецов, лжецов, обжор, предателей и мошенников. Их скупость вошла в поговорку. Говоря о них, Павел здесь только цитирует одного из семи греческих мудрецов, Эпименида, который, кстати, сам был критянином. Казалось, посмотрев на такой народ, Титу нужно быстрее сменить землю миссии. Но он остается верным своему призванию. По преданию, он умер на Крите в глубокой старости, верно уча Слову Бога этот народ.

Короче говоря, эти три вышеперечисленные категории людей плюс репутация местного населения создавали серьезную опасность для духовного здоровья церквей на Крите. Каким же образом Павел предлагает изменить эту ситуацию? Давайте прочитаем стихи с 5-го по 8-ой:

5 Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: 6 если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. 7 Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, 8 но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан (Тит.1:5-8)

Павел советует Титу поставить в каждой церкви пресвитеров или, иначе говоря, старейшин. Их задачей было хранить церковь и порядок в ней. Но каким образом?

Если мы посмотрим внимательно на качества, перечисленные в этих стихах, то увидим, что все они направлены на то, чтобы пресвитер имел авторитет и уважение в церкви, и мог найти со всеми общий язык.

Пресвитер должен быть «непорочен, не дерзок», иначе «не своеволен», то есть не должен плевать на мнение других; не гневлив – иначе люди будут бояться даже подходить к нему; «не бийца» – здесь смысл даже глубже, чем просто физическое воздействие. Здесь речь идет о том, что людей можно бить словами. Пресвитер не должен быть таким. «Не корыстолюбив» – то есть для него не должно быть всё равно, как зарабатывать деньги, а как раз этим и славились критяне. Напротив, пресвитер должен быть «страннолюбив» – гостеприимен, а это подразумевает способность жить открыто перед людьми, способность впускать посторонних людей в свою жизнь, не прятаться за дверью. Он должен любить добро, быть справедливым, быть мужем одной жены. Касательно верности детей уже долгие годы ведутся споры. Но однозначно можно сказать, что христианство начинается с семьи, и семья – это то малое, в котором проверяется верность человека.

Мы кратко посмотрели эти качества. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что ни одного из них недостаточно, чтобы хранить церковь от ругателей, обманщиков и пустословов. Человека с такими качествами мы бы просто назвали прекрасным верующим. Вот, как наша группа Орлов. Но если бы Павел закончил свое предложение здесь, это было бы в высшей степени непонятно. Но Павел продолжает, посмотрите стих 9-ый:

9 держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать. (Тит.1:9)

Пресвитер или епископ, что одно и то же, – это тот, кто созидает и охраняет церковь, и он должен обладать двумя важнейшими качествами:

1. лично любить Слово Бога (держащийся истинного слова)

2. изучать его с другими (силен и наставлять в здравом учении)

Второе подразумевает активную позицию. Давайте будем сильны наставлять в здравом учении! Давайте будем изучать Библию 1:1 с агнцами, потому что только Библия является абсолютной Истиной и создаст прочный, надежный фундамент для их дальнейшей жизни.

Наверное, лучшим примером церкви, в которой не было здравого учения, согласного с Писанием, является средневековая церковь. Там было много традиций, преданий, предписаний и таинств, которые вообще не имели ничего общего с Библией. Всё это выглядело красиво и таинственно, но было крайне далеко от Божьего плана. Это всё было последствием только одного – отсутствия проповедей по Библии.

Когда в 1518 году Ульрих Цвингли начал регулярно проповедовать Библию стих за стихом в великом соборе Цюриха, в Швейцарии началось великое пробуждение. Перемены были огромными: и куда делись индульгенции, мощи и всё остальное. Люди начали каяться тысячами, потому что увидели, что до этого совершенно не знали Бога, думая, что знают.

Таким образом, важно насаждать правильные, основанные на Библии ценности. Но что предлагает делать Павел в отношении людей, которые это не делают? Давайте прочитаем ключевой стих – 13б: По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере. Задача пресвитера – обличать, причем делать это строго, если он видит отклонения от здравой веры. Иногда люди увлекаются учением, построенном на каком-то стихе из Библии, вырвав его из контекста. В качестве иллюстрации я хочу привести пример из юмористического рассказа христианского писателя Адриана Пласса:

На этот раз купил по-настоящему классную книжку. Называется «Связывая и развязывая земное и небесное или Как пробить небеса залпами нашей веры». Оказывается, любой христианин, если он действительно ходит с Богом, должен уметь передвигать своей верой целые горы. Сразу же ощутил новый прилив сил и вдохновения. Подождал, пока все уйдут, и решил попробовать на канцелярской скрепке. Положил её на стол и не мигая уставился на неё, мысленно приказывая ей сдвинуться. Безрезультатно. Сегодня вечером ещё раз попробовал верой сдвинуть скрепку. Взял над ней власть, как сказано в книжке. Ничего не вышло. Бесполезно.

Ну, и что мне теперь остаётся думать? Что я за христианин, если веры размером с горчичное зерно достаточно для того, чтобы сдвинуть с места целую гору, а я даже скрепку не могу передвинуть?

Неправильно, если проповедь или наставление, иногда даже взятое из Библии, оказывает обескураживающее или подавляющее воздействие на людей, угнетает их и не показывает выход. Подлинное здравое христианское учение должно не вводить человека в отчаяние, а должно открывать ему надежду. В конце концов, именно с этого начинает свое письмо Павел: Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа …в надежде вечной жизни.

Здравое учение и здравая вера – это то, что стоит на страже Церкви, это то, что не даёт вратам ада одолеть её. И Павел дважды подчеркивает важность здравости в вере. Для нас с вами – это не какой-то отвлеченный, это жизненно важный вопрос.

Придя ко Христу мы не можем возрастать духовно в Его познании самостоятельно, без Церкви. Как сказал один известный проповедник: «Кого не тянет к другим христианам, тот еще духовно мертв». Многие думают, что могут верить в Бога самостоятельно. Но современный мир настолько испорчен, что очень скоро становится сложно даже просто молиться. Один верующий – это как зажженная спичка. Она горит, дает свет, но даже слабое дуновение ветра ее задувает. Но Церковь – это как костер. Он дает свет, и ветер его не затушит.

В конечном итоге, Церковь – это наша семья. Мы все называемся братьями и сестрами абсолютно неслучайно. Хотя мы и не родственники, но зачастую чувствуем себя друг с другом ближе, чем с родными. Церковь – это наша семья. А кто хочет иметь внутри семьи скандалы, разделения, споры? Поднимите руки

Чтобы этого не было, нужно прикладывать усилия. Нужно силой Иисуса очистить свое сердце, изменить свой характер, чтобы не жаловаться, и не видеть везде только лишь проблемы. Нужно хранить здравое, неповрежденное учение, а для этого регулярно лично читать Библию и размышлять над ней. И, в конце концов, через сегодняшнее слово мы увидели важность изучений 1:1.

Там, где есть Церковь всегда будут проблемы. Но если мы противостанем против них крепкой верой, если будем придерживаться здравого учения, то Бог благословит наши жизни, благословит наше служение. Мы все немного разные. Но все мы одинаково призваны на дело служения для созидания Тела Христова. Я молюсь, чтобы мы глубоко вникали в Писания и были здравыми в вере и в учении. Аминь.

(п. Ярослав)