head
Університетська Біблійна Співдружність

ВБК 2013: Проповедь “Пребудьте во Мне” (От Иоанна 15:1-8)

ПРЕБУДЬТЕ ВО МНЕ

От Иоанна 15:1-8

Ключевой стих 5 : "Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего"

Одним из первых рабочих названий нашей конференции были слова «В контакте с Богом». И хотя финальный вариант звучит по-другому, тем не менее, этот фоновый мотив прослеживается в каждой проповеди и в каждом пункте программы, который у нас тут был. Какое же это благо, какая это милость и радость — то, что мы можем быть с Богом и Он — с нами. Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы. Он настойчиво приглашает нас к общению и единству в Нем. Его свет пролился на нас с небес и дал нам жизнь. Когда мы следуем, за Ним, Он освещает нам путь и мы больше не блуждаем во тьме, страхе и обмане и грех больше не имеет над нами власти. Вера в Его Евангелие дает нам спасение и победу над смертью и осуждением.

Отрывок, который Господь дает нам сейчас изучать говорит о еще одном аспекте жизни с Богом. В нем говорится о плодах, о славной, благословенной и плодоносной жизни. Я надеюсь здесь никого нет, кто хотел бы, чтобы его жизнь была пустой, грустной и бесплодной? Тогда это слово как раз для нас. Давайте приготовимся слушать и учиться из слова Божьего, и пусть Господь говорит сейчас к нашим сердцам.

Посмотрите стихи 1 и 2: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода».

Пытаясь донести Своим ученикам некоторую мысль, Иисус употребляет притчу. В евангелии от Иоанна можно найти много подобных притч и сравнений. О чем же говорит нам эта история?

Здесь Иисус называет Себя истинной виноградной лозой, Своего Бога-Отца — виноградарем (садовником), а стих 5а добавляет к этому образу весь остальной мир, каждого человека: «Я есмь лоза, а вы ветви».

Какова же функция каждого из действующих лиц этой притчи? Очевидно, что виноградарь-садовник садит лозу, обкапывает ее, расчищает и всячески заботится. Лоза несет на себе ветви и питает их соком. А функция ветвей — приносить плоды. Как садовник ожидает хороших плодов от виноградника, так Бог ожидает хороших плодов от каждого из нас. Как садовник заботится о винограднике, так и Бог заботится о нас, чтобы мы могли быть плодоносны. Аминь.

Современные городские жители мало знакомы с тем, как нужно ухаживать за виноградником, но люди которые слушали Иисуса очень хорошо понимали, о чем Он говорит. В Израиле было много виноградников. Более того, образ виноградника и виноградаря и ранее использовался пророками Ветхого Завета для иллюстрации отношений между Богом и Израильским народом.

Например, в книге пророка Исаии 5:7 сказано: «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие; [ждал] правды, и вот — вопль».

Каждый раз, когда Господь приводит пример виноградника, Он говорит о плодах. В случае с Израилем, что там за история получилась? Бог привел Свой народ в землю обетованную, как садовник переносит лозу на добрую почву (Пс.79:9-12). Он хотел увидеть в них красивые плоды праведности, любви и правосудия. Их святое хождение, то как они проживают каждый день своей жизни, то, как они святят и чтят имя Господа в своих семьях и делах, должно было стать Его славой, светом, который прольется на все народы. Но вместо этого они стали поклоняться идолам и развратились, их судьи стали судить превратно. Они не смогли быть хорошей лозой, через которую благословится весь мир, а стали приносить только мелкие, кислые ягоды, которые вместо удовольствия приносят лишь оскомину.

«Ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие; [ждал] правды, и вот — вопль». На самом деле Бог много благословил и нашу страну. Мы гордимся тысячелетней историей христианской церкви, своими древними традициями и культурой… но, честно говоря, что мы видим здесь сегодня? Тоже самое, что во времена Исаии Бог увидел в Израиле: неправедные суды, испорченное правительство и развращенность. Украинские политики и украинские женщины широко известны во всем мире, но не с лучшей стороны, как это ни печально. Я знаю, что многие в этом зале молятся, чтобы наша страна изменилась, и стала источником Евангелия и всякого доброго влияния для всего мира. Но для того, чтобы так было, нам нужно вначале посмотреть на самих себя. Какие плоды мы приносим в своих жизнях? Радуется ли Господь, видя наши поступки, слова и мысли? Это очень важные вопросы. Давайте задумаемся об этом, возлюбленные! Нам нужно ясно осознавать, что если мы не преодолеем в своих жизнях стремления к греху, любви к неправде, то не сможем приносить добрый плод и однажды станем дикой лозой, которая приносит лишь кислые ягоды греха.

Посмотрите еще раз стих 2: «Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода».

Каждый год виноград пускает очень много молодых веток. Они не приносят плода, только листья. Но тем не менее они, во-первых, тянут сок из лозы, а во-вторых, затеняют ягоды от солнца и созревания. Садовник заинтересован, чтобы сок поступал не листьям, а ягодам, поэтому такие бесполезные ветки он просто отсекает. Кроме того, садовник очищает те ветки, которые плодоносят, чтобы они плодоносили еще больше.

Здесь нам нужно понять, что для того, чтобы мы были более плодоносными и эффективными, мы нуждаемся в Божьем очищении. Как по лозе идет определенное количество сока, так и в наших жизнях мы имеем определенное количество ресурсов: времени, способностей, сил и возможностей. Если свои ресурсы мы направляем на пустые и глупые дела, то ресурсов у нас убывает, а плода не прибывает.

Я очень ясно прочувствовал это, когда мы готовили эту конференцию. Нужно было подумать о многих вещах одновременно, нужно было выделить время и силы на то, чтобы готовить проповедь, приглашать участников и принимать какие-то решения, кроме того в это время и на работе было много дел. Но мне постоянно хотелось заниматься чем-то посторонним и это просто катастрофически влияло на мою эффективность.

На самом деле нам каждый день хочется заниматься чем-то интересным и легким, вместо того, чтобы трудиться, молиться и читать Библию. Как это бывает в оффисе? Пришел на работу, проверил почту, проверил новостные сайты, зашел в фейсбук, что-то прокомментировал в контакте, зашел еще раз на новостные сайты, проверил, не появилось ли чего-то нового за это время, вспомнил, что нужно поработать, решил глянуть ну еще один сайтик и так далее. Как это бывает в духовных вещах? Приешел домой, решил сесть писать свидетельство или читать Библию, но включил любимый сериал, посмотрел одну серию, потом другую, потому понял, что уже хочется спать и т. д.

У каждого из нас, я уверен, есть такие вещи, которые воруют наши силы, время и внимание, как бесплодные побеги воруют живительный сок лозы. Но Бог очищает нас от ненужного. Он учит нас правильно расставлять приоритеты в своей жизни, Он открывает нам глаза, чтобы мы не блуждали во тьме. Мы сами не можем очистить себя, пастырь или другие люди тоже не могут нас очистить. Но Бог делает это. Аминь.

Процесс очистки бывает болезнен. Может быть вы видели, как плачет лоза, после того, как садовник поработает острым секатором. Но раны затягиваются, а плод, который пребывает в жизнь вечную — растет. И здесь нам просто нужно решить: правда мне нужна эта очистка, или нет? Правда я хочу прожить красивую, полную и плодоносную жизнь в Боге, или обойдусь без Него? В начале конференции мы смотрели короткий фильм. Там молодой челвоек показал нам: чтобы узнать нечто новое, чтобы научиться и приобрести что-то ценное, нам нужно выйти из зоны комфорта. Выйти из того привычного состояния, в котором мы пребываем, выйти на яркий свет Божий и обрести в Боге нечто новое и очень драгоценное.

Посмотрите стих 3: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам».

Бог имеет очень эффективный инструмент, которым очищает нас. Это Его слово написанное в Библии. В Евр.4:12,13 сказано: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет». Мы слышали свидетельства братьев и сестер на этой конференции, проповедники также приводили примеры того, как Бог работал в их жизнях. Есть нечто общее во всех этих жизненных историях. Это общее — это слово Бога, Его вечные обещания. Каждый из тех кто свидетельствовал, говорил: «когда я был в такой ситуации, когда у меня была такая проблема… Бог дал мне Свое слово». Аминь! Как это драгоценно — получить лично для себя одно слово от Господа, принять его, поверить в него и сохранить его в своем сердце. Бог дал мне Свое слово! Каждый раз, когда я слышу эти слова во мне что-то волнуется, и я хочу говорить «Аминь». Потому что слово Бога — это действительно, тот острый скальпель, который находится в руке самого лучшего хирурга — нашего Творца и Бога, и он отсекает все ненужное и лишнее, чтобы мы больше приносили плода.

В Библии мы находим множество примеров людей, которые прошли через Божью тренировку и очищение и стали прекрасными лидерами, плодоносными служителями Бога. Такими были все патриархи: Авраам, Исаак, Иаков и Иосиф. Через процесс очищения и тренировки прошел Моисей. Бог действовал Своим словом и в жизни молодого пастуха Давида, который в последствии стал царем Израиля, человеком по сердцу Бога. Когда я думаю о воспитании, тем более о Божьем воспитании, это немножко пугает меня. Но когда я смотрю на результат Божьей работы в жизнях этих благословенных людей, то хочу вместе с Давидом говорить: «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Пс.138:23,24). Аминь.

Посмотрите стихи 4,5: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего».

Есть только одно условие для ветви, чтобы приносить плод — нужно быть на лозе постоянно. Нужно постоянно питаться от лозы живительной влагой, постоянно от нее получать все необходимые минералы и витамины. Тогда плод не заставит себя ждать долго.

Ветка оторванная от лозы не сможет принести добрый плод. Наоборот, она скоро засохнет. Из нее не сделаешь хорошей мебели, даже в печь она не очень годится. Это не то, чего ждет виноградарь, поэтому такие ветки собирают и сжигают в огне.

Но Иисус приглашает нас к очень близким, очень особенным отношениям с Ним. Ближе даже, чем родственные связи. Очень плотная органическая связь, как дерево и ветви. Он говорит: «Пребудьте во Мне и Я в вас».

В этом мире есть разные лозы и люди пребывают в разных вещах: кем-то руководят переживания, кем-то честолюбивые планы, забота о семье, национальная идея, кто-то наполняется спортом, а другой — наркотиками или алкоголем. Одни лозы кажутся привлекательными нам, другие — нет. Но какие плоды мы имеем на этих лозах? В Рим.6:20-22 ап. Павел говорит: «Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? [Такие дела], каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная».

Есть только одна истинная лоза — это Иисус. И Он говорит, что если вы постараетесь пребывать в Нем, тогда то, что есть в Нем, оно будет и в вас. Всякий благой дар от Отца с небес, всякая полнота, вся небесная радость, слова спасения и та самая жизнь, которая была в Нем, а теперь также стала доступна и нам. Она будет наполнять и переполнять вас, чтобы ваш плод святости возрастал и пребывал в жизнь вечную. Аминь.

Посмотрите стих 5 еще раз: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего». Иисус говорит: «много плода», но для этого нужно пребыть в Иисусе. Но слова «пребудьте во Мне» подразумевают некоторую активную позицию. Это повеление, значит само собой это не получается, и над этим нужно работать. Также, эти слова указывают на длительное, продолжительное действие. Мы должны постараться пребывать в Иисусе. Как мы можем это делать? Посмотрите стих 7: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам».

Во-первых, «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут». Чтобы пребывать в Иисусе, надо чтобы Его слова пребывали в нас. Это значит не просто слушать проповеди или знать, о чем говорит Библия. Это значит повиноваться Божьему слову. Нам очень легко найти для себя удобное местечко, чтобы считать себя достаточно духовным, но чтобы при этом слово Бога не слишком вмешивалось в нашу жизнь. Юристы и политики внимательно изучают законы, чтобы знать, каким образом можно делать то, что им хочется. Но мы, когда изучаем Библию, должны думать о том, что Бог хочет делать через нас. Надо находить Иисуса в Его слове и учиться у Него, становиться похожим на Него.

Дуайт Муди был обыкновенным сапожником. Но он очень любил Библию. Каждый день он читал ее, пока руками делал работу. Хотя он закончил только два класса, и о нем говорили, что он уничтожил английскую грамматику, но Бог поставил его влиятельным проповедником, через которого обратилось к Богу множество людей, в том числе студенты элитных университетов. Одна из его книг называется «Польза и наслаждение от изучения Библии». В ней он пишет: «Один из присутствовавших на наших собраниях заявил, что благотворное влияние этих собраний останется у него на всю жизнь. Я ответил ему, что он так же ошибается, как если бы думал одним принятием пищи насытиться на всю жизнь». Хотя у нас была хорошая конференция и мы услышали много Божьего слова на ней, нужно ежедневно продолжать изучать Библию и воплощать ее в жизнь, не откладывая до следующей конференции. Господь сказал: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мат.4:4). Аминь.

Во-вторых, «чего ни пожелаете, просите, и будет вам». Чтобы пребывать в Иисусе, нам нужно молиться. Чтобы получить живительный сок для наших плодов, мы должны просить и получить ответ у Бога. Но Бог отвечает на молитвы не потому, что он исполняет обязанности Деда Мороза. Об ответе на молитву ап.Иаков сказал так (Иак.4:2,3): «Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений».

Бог никогда не обещал, что будет исполнять все наши хотения без разбора. Но когда мы пребываем в Иисусе, наше общение с Ним меняет нас, и наши желания становятся близкими к Его желаниям. Когда мы просим по Его воле, Он с радостью отвечает нам. Также если мы просим что-то неправильное, Господь тоже ответит и укажет, что мы должны исправить, чтобы пребывать в Нем. Но Он ответит в любом случае.

Посмотрите на стих 8: «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками».

Когда дети хорошо учатся в университете и заканчивают его с красным дипломом, то для родителей это большая радость. Когда ученик станет великим человеком, о его учителе тоже все заговорят. Подобно этому, если мы, дети Бога, приносим много плодов, мы прославляем Бога. Поэтому Бог Сам желает, чтобы мы принесли много плодов. Когда у нас много плодов, нас признают учениками Иисуса Христа. Самый важный плод – это изменение нашей личности. Если мы были эгоистами, мы должны принести плод самоотвержения. Если мы были непослушными, мы должны принести плод повиновения. Одним словом, мы должны подражать Иисусу. Мы должны приносить плоды Святого Духа – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание. Эти плоды говорят о нас и свидетельствуют о том, что мы в Иисусе Христе.

(п. Ионафан)