head
Університетська Біблійна Співдружність

Материалы: Как проповедовать современным студентам

КАК ПРОПОВЕДОВАТЬ СОВРЕМЕННЫМ СТУДЕНТАМ

Однажды мы провели небольшой опрос молодежи. Среди вопросов был такой: <<Какой должна быть церковь, чтобы вы туда пришли?>> <<Какой бы она ни была, я туда не пойду>> – ответил студент. Нужно сказать, что в наше время его мнение разделяют большинство молодых людей. Церковь действительно не пользуется популярностью в наше время, даже можно сказать, люди относятся к ней осторожно и с недоверием. Чем же церковь так дискриминировала себя, что молодежь не хочет туда прийти? И как мы можем проповедовать Евангелие и приглашать людей ко Христу и в церковь, без которой их духовный рост невозможен? Здесь нужно сразу заметить, что в истории всегда было нелегко приглашать людей ко Христу. Это труд, требующий много времени и сил, труд, который Бог поручает Своим избранным. Сделаем небольшой экскурс в историю.

Ранняя церковь. Ранняя церковь была гонима. За один факт признания себя христианином грозила смертная казнь. Римские власти распространяли неверную информацию о верующих, поэтому многие люди их просто боялись. Верующие не могли собираться открыто и большими группами. Они собирались по домам. Открытая проповедь была очень опасна. Проповедь в то время состояла из личного свидетельства словом или делом.

Римская и средневековая церковь. Постепенно церковь стала общепризнанной. Стало <<модно>> ходить в церковь. Наряду с ростом и развитием, церковь приобретала все больше власти и становилась богатой. В конечном итоге это привело к разложению римо-католической церкви и реформации. В это время Бог поддерживал веру через небольшие группы верующих, объединявшиеся в монастыри.

Современная церковь. Распространение протестантизма в Европе и США дало новый толчок христианскому возрождению. В отдельных местах вспыхивали очаги возрождения: Англия при Уэсли и Сперджене, США при Вайтфилде. Церкви открывались повсеместно. Началась эра миссионерского движения. Позже в церковь начала проникать философия гуманизма и экзистенциализма, в результате чего церкви перестали быть солью для этого мира. Современной церкви приходиться сталкиваться не с видимым врагом, в лице Гитлера или Сталина, которые убивали священников и разрушали храмы, а с невидимым – с самой современной культурой, отрицающей Бога и превозносящей человека и его желания, культурой удовольствий и развлечений. В одни времена церковь была гонима и уходила в подполье, в другие – находилась на вершине славы и пользовалась популярностью. В одно время туда приходило немного людей, но они были действительно теми, кто хотел следовать за Иисусом. В другие времена туда приходили практически все, однако среди них находилось немного последователей Иисуса. В любом случае пригласить человека к Иисусу и помочь ему стать учеником Иисуса всегда было нелегко. Это труд, который требует жизни, требует отвергнуть себя и нести свой крест. Иисус послал Своих учеников по всему миру проповедовать Евангелие со словами: <<Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари>> (Мк. 16:15). Однако Он не сказал, каким именно методом это нужно делать. Это Он оставил нам – найти способ, как достичь сердец погибающих людей. Ведь нужно правильно изложить Евангелие, сделать его доступным людям, которым мы проповедуем.

I. Мы – с разных планет!

Итак, как же нам сделать Евангелие доступным? Самая главная причина того, что студенты не хотят прийти в церковь это то, что они думают, что люди в церкви слишком отличаются от них. В одно время бестселлером стала книга: <<Мужчины – с Марса, женщины – с Венеры>>. Подобно этому мы можем сказать, что когда приходим к студентам, то для них мы выглядим как инопланетяне. Нам нужно понять их. Мы сами все раньше были студентами, поэтому кажется, что нам нетрудно понять их. Но это не так. В наш век все изменяется очень быстро, и то, как дела обстоят сейчас, совсем отличается от того, что было каких-то 10-15 лет.  Итак, какова же она, современная молодежь?

1. Это люди, выросшие в другую эпоху. Наше время на языке философии называют временем постмодернизма. Постмодернизм – это случившийся в 20-ом веке большой сдвиг в сознании человека. Этот сдвиг состоял в том, что люди отошли от Божьих абсолютных стандартов и стали полагаться на свои чувства и эмоции. Конечно, они предпочитают жить в домах и ездить на машинах, построенных по точным инженерным расчетам, но главные вопросы своей жизни, такие как цель, смысл и вечность отдают на волю чувств и эмоций. Это – нелогично, но это факт. Таков наш век постмодернизма.

2. Это люди, получившие влияние СССР. Многие родились уже в свободной Украине или странах СНГ. Но они все же получили <<в наследство>> от коммунистической системы негативное отношение к церкви. Более того, после развала СССР, на пустоту, образовавшуюся в душах людей, обрушились многие секты, которые обещали быстрое решение всех проблем. Самая известная из них – Белое братство. Члены этой секты получили духовные и психические раны, были обмануты и обобраны материально. Даже после ухода из сект им было трудно вернуться назад в общество. С этого времени люди не доверяют разного рода <<новым церквям>>, называют их сектами и не хотят иметь с ними ничего общего. Одного факта, что ты являешься членом какой-то церкви, является достаточно, чтобы с тобой прекратили всякое общение и пожелали поскорее от тебя избавиться. Обычный ход мыслей студента: <<Он агитирует? Почему? Или его зазомбировали, или ему нужны мои деньги>>. В их глазах верующие выглядят жалкими, неудачниками и слабохарактерными людьми.

3. Это люди, воспитанные на культуре mass-media. Это люди мобильных телефонов, Интернета, локальных сетей, SMS, MMS, e-mails, ноутбуков, MP3-плееров, видеоклипов и, конечно же, бесчисленного количества фильмов. Каждый день через их головы проносится огромное количество информации, которую они не в состоянии осмыслить, переварить и освоить. Это, в свою очередь, отучает их вникать в суть вопроса и вообще глубоко о чем-то задумываться. Их лозунг: <<Take it easy>> – <<Не принимай близко к сердцу>>. Поэтому студенты не любят читать серьезных книг, беседовать на серьезные жизненные темы. Если к ним обращаются с предложением изучать Библию, это кажется им скучным и пустым занятием.

4. Это люди рекламы. Кажется, что легко игнорировать рекламу. Но она очень навязчива. И она создает свою субкультуру, в которой мы живем. Она везде: в Интернете, на телевидении, радио, в прессе и общественном транспорте. С целью привлечь клиентов, компании делают предложения все более привлекательными, и даже доходит до того, что предлагают почти даром или же товары в кредит с 0% годовых. Старшее поколение знает, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, но молодое поколение верит этому и учится на собственных ошибках. Они понимают, что везде обман, и если кто-то предлагает даром изучать Библию, это настораживает, и им кажется, что раньше или позже за это придется расплачиваться.

II. Есть контакт!

Теперь, когда мы что-то знаем о современных студентах, как же нам донести им Евангелие?

2.1 Прежде всего необходимо избавиться от двух крайностей. Первая – это <<сверхчувствительность>>. Мы никогда не сможем избавиться от отвержения при проповеди Евангелия. Иисус сказал: <<Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас>> (Ин.15:20а). Также ап. Павел сказал: <<Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы>> (2 Тим. 3:12). Мы принадлежим свету, мир лежит во тьме. Тьма ненавидит свет. Невозможно понравится всем, даже будучи неверующим, тем более, верующим. Поэтому всегда нужно быть готовым к отвержению, не удивляться ему, не мучиться этим и не принимать его близко к сердцу. В конце концов, более важно не то, что обо мне думают люди, но что думает Бог. Вторая крайность – это <<нечувствительность>>. Это означает доносить Евангелие, совершенно не интересуясь тем, как студенты его воспринимают. Это – идти напролом, как танком через лес. Это означает думать так: <<Я буду проповедовать, а если они не хотят слушать, то это их проблемы>>. Проповедовать с равнодушным сердцем опасно. Люди, которым адресована такая проповедь, сразу закроют сердца и надолго потеряют интерес к христианству.

2.2 Необходимо найти что-то общее. Однако, часто в том, что нас не понимают, есть и наша вина. Мы идем напролом, мы хотим работать по штампу: приглашение, изучение 1:1, конференции, воспитание учеников и становление пастырей. Мы спешим, мы хотим воспитать много учеников и стать великими и успешными пастырями. Однако так не бывает. Детей также воспитывать долго. Хотя нам хочется, чтобы они сразу ходили в туалет и слушались, но так тоже не бывает. Нам нужно пытаться не ломиться в их мир со своими взглядами, а осторожно входить, пытаясь понять их, подружиться и найти общие интересы. Это требует времени и сил. Но это приносит свои плоды. Например, сейчас у нас есть б. Бесо. Он – грузин и врач по специальности, я – украинец и физик. Нелегко найти что-то общее. Но я нашел: мы оба любим играть в шахматы и настольный теннис, а также любим еду – украинскую и грузинскую. Мы часто играем и едим вместе. Если есть команда, можно играть в футбол. Можно вместе смотреть фильмы. П. Жанна д’Арк как-то ходила с сестрой в театр. А также все, и братья и сестры, любят путешествовать. Можно вместе ездить на природу, рыбалку. Подружившись, нужно молиться и помогать словом, но не <<запихать>> его, а столько, сколько он может принять. Нужно верить, что Бог работает в сердце агнца и помнить, что я не более чем раб, ничего не стоящий. Нужно долгое время уделять внимание одному или нескольким агнцам. Хотя это кажется неэффективным в наш век массового производства, но это способ проповеди Евангелия в современном постмодернистском мире. Пусть Господь поможет нам в служении современной молодежи и в воспитании учеников!

HOW TO PREACH TO THE MODERN STUDENTS

Ones we made a small poll among students. Among the questions there was the following one: "What king of church should be you want to come?" One student answered: "I never come to any church." It is necessary to say that most young people are agreed with him. Church is not popular among students, moreover, students avoid and distrust church. What is the reason of such relation to the church and unwillingness to come? And how should we preach gospel and welcome people to the Christ and to the church, because without church they can not grow spiritually? Here it is necessary to stress, that in the history it was always not easy to invite people to the Christ. It is the labour, that demands a lot of time and strength, and this labour God entrusts to his choused people. Let’s make a brief excursus to the history.

Early church. Early church was persecuted. The Christians were under the threat of death only for the oral confession themselves as a Christians. Roman government disseminated wrong information about church, so most people feared Christians. Where was no possibility for believers to gather openly by big groups. So they gathered in homes by small groups. Open preaching was too dangerous. The preaching mainly consisted from personal witnessing by word and deeds.

Rome and medieval church. Gradually church became recognized. It’s became popular to go to church. Together with grow church gained more and more political authority and wealth. Ultimately this leaded Catholic church to the corruption and reformation in the time of Martin Luther. At that time God kept church through small group of believers, gathered in the cloisters.

Modern church. The Christianity received new wave of revival in the time of spreading in Europe and USA. The awakening took place in the some places: in New Britain in the time of Wesley and Spurgeon, in the USA in the time of Whitefield. Churches grew everywhere. Later the philosophy of humanism and existentialism became to get into churches, and they failed to be salt of this world. Modern church is fighting not again visible enemies like Hitler or Stalin, which killed priests and destroyed churches, but with invisible ones – with modern culture, which deny God and exalt human and his desires, the culture of pleasure seeking and entertainments. One time church was persecuted and did the underground work, at other time it was in glory and enjoyed popularity. One time there were only few people coming into the church, but all of them were true believers. The other time most people were members of some church, but among them there were not many Jesus’ disciples. In every case it was not easy to invite someone to the Christ and to help him to become his disciple. This labour Jesus commits to his disciples, and for commission of this mission it is necessary to deny himself and take the cross. Jesus sent his disciples to preach Gospel into the world by saying: "Go into all the world and preach the good news to all creation." (Mark 16:15) But he did not point the specific method to do this. So it is our responsible to find the way to deliver gospel to the hearts of dying people. We need to preach gospel in the way people can receive.

I. We are from other planet!

So, how can we deliver gospel easily understood? The main reason students don’t want to come in our church is that they think that we are too different from them. Ones one book became bestseller: "Men Are From Mars, Women Are From Venus." Like this we can say than we come to the students they think we are from other planet. So at the beginning we need to understand them. At past most of us were students, so it seems that it is not difficult to understand students. But it is not the case. In our century all things are changed too quickly, so the things now are greatly different from things 10-15 years ago. So, what are modern students like?

1. They are the people grew in other ages. In the philosophy it named as post-modernism. Post-modernism – it is the shift which took a place in the mind of men. It consisted in fact than people lived God’s absolute standards and start to live by their feelings and emotions. Of course people are prefer to live in the building and drive the cars built on the basis of strict engineer calculations, but the most important things of life like sense of life, value of life and eternity are gave for matter of feeling and emotions. It is illogical, but is the fact. It is our age of post-modernism alike.

2. They are the people who received influence of Soviet Union. Most of them were born in the independent Ukraine or in the CIS countries. Yet, they inherited from communism system negative attitude to the church. Moreover after dissolution of Soviet Union some sects came and promised quick solution of all problems. The most famous among them was "White Fellowship." Followers of these sects received spiritual and mental wounds and were deceived and robed. Even after leaving sects they had difficulties to return in the life in society. From that time people distrust various "new churches", call them as sects and prefer to have nothing to do with. If they know you are the member of some church it is enough for them to stop any contact with you. The usual way of thinking of student: "Why does he agitate? He is hypnotized or wants to gain my money." In their ayes the believers are pitiful, unlucky fellows and week persons.

3. They are the people of mass-media. They are the people of mobile phones, Internet, local nets, SMS, MMS, e-mails, leptops, MP3-players, video and, of course, limitless quantity of films. Every day they are faces many information, which they can not comprehend, …. As a result they became unable to study subject deeply and thing deeply. Their motto is: "Take it easy." Student to not like to read serious books, and talks on serious life topics. If you ask them to study Bible they think that it is boring and empty things. 4. They are the people of advertising. It’s seems that it is easy to ignore advertising. But it is very importunate. And it creates their own subculture in which we are lining. We see it everywhere: in transport, on TV, radio, in press and in the public conveyances. In order to attract customers companies make their propositions more and more attractive, and even propose goods for 0% credit or free. Elderly people know that there is nothing for free in this cruel world, but young generation believe and learn by their own mistakes. They see deception everywhere and do not believe us when we invite them for Bible Study for free; they afraid they will need to pay off.

II. There is a contact! Now, then we know something about modern students lets thing about how we can deliver gospel for them.

2.1 First of all we need to get free from two extremes. First one is the "supersensitive". We can never be free from rejection during preaching. Jesus said: "Remember the words I spoke to you: ‘No servant is greater than his master.’ If they persecuted me, they will persecute you also." (John 15:20a). Also, ap. Paul said: "In fact, everyone who wants to live a godly life in Christ Jesus will be persecuted" (2 Tim.3:12). We belong to light, the world belong to dark. Dark hate the light. It’s impossible to be liked by everyone even being unbeliever, not to mention being believer. So we need to be ready to rejection and do not wander or worry or take it very much to heart. After all it is more important what God think about me but not the others. The second extreme is "insensitive". It means to deliver Gospel without any interest how students acquire it. It is to preach by force. Such people think: "I will preach, and if they don’t want to hear it is their problems." It’s very dangerous to preach with indifferent heart. As a result people close their hearts and lost any interest to the Christianity.

2.2 It’s necessary to find something common. There is also our responsibility then we are misunderstood. We preach by force, we want to work conventionally: invitation, 1:1 Bible Study, conferences, disciple training and shepherds formation. We hurry; we want to raise many disciples and became great and successful shepherds. But it is not the case. We can not raise children quickly. We want them to go to lavatory and being obedient from the birth, but it hasn’t taken a place. We need not to force in their world with our principles, but try to come in gently, trying to understand them, get friends with them and find common interests. This requires time and efforts. But in long run it brings fruits. For example, I study Bible with b. Beso. He is Georgian and doctor, I am Ukrainian and physicist. It is not easy to find something common. But I found: both of us like to play chess and table tennis, and also like Ukrainian and Georgian food. So we often play and eat together. If there is a team it is possible to play football. You can watch films together. Shs. Joan of Arc went into theatre with one sister. And, of course, all brothers and sisters like traveling. It is possible to go together for fishing. After getting friend it is necessary to help sheep by word of God, but not to put it in them by force, but the portion they can receive. We need to believe God who works in the hearts of sheep and remember that we are no more than unworthy slaves. We need to give a lot of time to one or few sheep. Although it seems ineffective, but it is the way of delivering gospel to the modern students. May God help you to serve modern youth and in disciple training.

(п. Иаков)