head
Університетська Біблійна Співдружність

“Ты – Христос”

Ты — Христос

Мк. 8:1-30

К.С. 8:29: «Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос»

Сегодняшнее слово говорит о самом важном вопросе в жизни каждого человека и о самом важном исповедании, которое мы только можем сделать. От того, как мы ответим, каждый сам за себя на этот вопрос, зависит вся наша дальнейшая жизнь и судьба в вечности. Поэтому молюсь, чтобы каждый из нас глубоко задумался над тем, кто для меня Иисус и сделал правильное исповедание перед Богом.

1. Завершение массового служения Иисуса. (1-26)

В сегодняшнем слове Иисус фактически завершает Свое массовое служение. Хотя и дальше Иисус принимает всех, кто приходит к Нему, но Он уже не проводит массовых евангелизаций, а, в основном, служит 12-ти ученикам. Все последующие события, прежде всего, имеют цель научить учеников тайнам Небесного Царства, помочь им иметь духовный взгляд на мир и на Божию историю.

Посмотрите на стихи с 1 по 9. «В те дни, когда собралось весьма много народа и нечего было им есть, Иисус, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть. Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге, ибо некоторые из них пришли издалека. Ученики Его отвечали Ему: откуда мог бы кто [взять] здесь в пустыне хлебов, чтобы накормить их? И спросил их: сколько у вас хлебов? Они сказали: семь. Тогда велел народу возлечь на землю; и, взяв семь хлебов и воздав благодарение, преломил и дал ученикам Своим, чтобы они раздали; и они раздали народу. Было у них и немного рыбок: благословив, Он велел раздать и их. И ели, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин. Евших же было около четырех тысяч. И отпустил их». Насыщение 4 тысяч человек похоже на насыщение 5 тысяч человек. Но есть некоторые отличия. Раньше ученики ждали до вечера, когда Иисус окончит проповедь, а потом сами предложили отпустить народ. Они говорили так, как будто заботились о народе, а на самом деле хотели побыстрее избавится от них. На этот раз Иисус проповедовал целых три дня, но ученики не противились. Они поняли, что Иисус знает, сколько времени нужно провести с народом и приняли Его суверенитет в служении. Они не прерывали Иисуса, а участвовали в Его служении. Это был большой прогресс. Но ученики все еще не решили брать на себя ответственность за народ. Поэтому Иисус решил еще раз учить учеников пастырскому сердцу. Он Сам позвал учеников и сказал им: «жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть. Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге, ибо некоторые из них пришли издалека». Иисус хотел, чтобы ученики разделили Его пастырское сердце к народу. Прошлый раз Иисус устроил ученикам жесткую тренировку, чтобы они избавились от хитрости и решили быть пастырями для народа. Сейчас Иисус хотел, чтобы они разделили сердце Иисуса к народу.

Мы — представители Иисуса в этом мире. Неверующие судят об Иисусе по тому, как мы поступаем в этом мире. Поэтому Иисус хочет, чтобы мы имели Его сердце к Его народу. Для этого Он позволяет нам многие тренировки, иногда жесткие, иногда мягкие, иногда просто открывает нам Свою благодать и милость, чтобы мы научились Его сердцу к Божиему народу.

Далее Иисус перешел в пределы Далмануфские. Стихи 11, 12 говорят: «Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его. И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение». Фарисеи искали знамения не для того, чтобы подчиниться воле Бога, а для того, чтобы обвинить Иисуса. На самом деле, для того, чтобы верить, они уже видели много знамений, но они не хотели верить. Потому Иисус ничего им не дал, а Сам удалился.

Иисус был огорчен хитростью фарисеев. Во время плаванья Он сказал ученикам: «смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой». Иисус учил их остерегаться фарисейского влияния, то есть лицемерия и влияние Ирода, которое есть развращенность. Лицемерие и развращенность — это самое первое, чем сатана всегда искушает слуг Бога. Но ученики не поняли. Все их мысли были заняты тем, что сейчас им нечего есть. Нам легко понять учеников. Но мы должны понимать то, что говорит Иисус. То, что Он говорит, и есть сейчас самое важное. Если это исполняем, все остальное Бог приложит. Видя суетное сердце учеников, Иисус упрекал их за жестокосердие и неверие: «Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце? Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните?» (17,18).

Когда Иисус переправился в Вифсаиду, к Нему привели слепого и просили о том, чтобы Иисус прикоснулся к нему. Стихи 23-25 говорят: «Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно». Наверное, ученикам было очень стыдно, что они не поняли, о чем Иисус говорил им в лодке. Потому Иисус исцелил слепого не сразу, а в два этапа: сначала он стал видеть что-то, не четко и искаженно, потом исцелил его полностью, так что он стал видеть ясно. Ученики сейчас были как слепой после первого этапа исцеления. Они уже видели духовный мир, но не ясно, многого не понимали, много ошибались. Но они уже не были духовно слепыми. Потому они не должны отчаиваться. Как Иисус, хотя не сразу, но исцелил слепого полностью, так и им Он откроет их духовные глаза полностью, чтобы они ясно видели духовный мир.

2. Ты — Христос (27-30)

Посмотрите стих 27а: «И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой». После всех этих событий Иисус взял с собой только 12 Апостолов, отправился в страны Кесарии Филипповой. Иисус хотел найти тихое место, где никого не было, чтобы задать ученикам самый важный вопрос в их жизни.

Посмотрите стихи 27б,28: «Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же — за Илию; а иные — за одного из пророков». Это — не самый важный вопрос. Тем не менее важно знать, кем люди считают Иисуса. Люди считали Иисуса великим слугой Бога: кто-то считал Его Иоанном Крестителем, кто-то Илией, кто-то одним из пророков. Люди признавали, что чудеса, которые творил Иисус — это проявление Божией силы, что Иисус — человек от Бога, а не от сатаны, как говорили некоторые книжники и фарисеи. Они признавали, что учение Иисуса — от Бога, признавали в Нем доброго пастыря. Все это — правильно. Но это не вся правда об Иисусе.

Тогда Иисус задал ученикам самый важный вопрос. Посмотрите стих 29: «Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос». «За кого вы почитаете Меня?» – именно это самый важный вопрос и для учеников и для нас.

Давайте подумаем, почему Иисус ожидал, что ответ учеников будет не таким как у народа. Внешние люди видели только внешнюю часть служения Иисуса. Но ученики все время были с Иисусом. Они видели все чудеса Иисуса, даже те, которые не видели другие. Ученики слышали все учение Иисуса, слышали толкование притч, которых не слышали другие. Они видели жизнь служения Иисуса. Они видели жизнь молитвы Иисуса. Они видели, что Сам Иисус никогда не попадал в неверие, никогда не попадал в фатализм, во власть смерти. У Иисуса не было никакого коварства, никакой хитрости, Он никогда не использовал агнцев Бога для Своей пользы. Иисус был милостивый, Он не хотел подняться за счет других. Иисус делал Слово Бога не просто понятным, а живим и Сам жил по слову Бога. Внешние люди не знали этого, потому что не жили вместе с Иисусом, только приходили к Нему решить свою проблему и потом уходили. Они могли ошибаться в вопросе, кто такой Иисус, потому что не знали Его лично. Но ученики жили с Иисусом уже 2,5 года. Они знали Иисуса лично и знали всю Его жизнь. Поэтому их ответ должен был отличаться. Для чего мы изучаем Библию? Мы не можем ходить с Иисусом как ученики, но один из лучших способов узнать личность Иисуса — это изучать Библию.

Итак, как ответили ученики? Посмотрите стих 29б: «Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос». Это короткий, но самый глубокий и самый правильный ответ. Что значит Христос? Христос в переводе с греческого означает «помазанник». В еврейском языке этому слову отвечает слово «мессия». Для евреев слово «мессия» значило очень многое.

Во-первых, это слово значило «помазанный Богом царь». Бог дал обещание Давиду, что из его потомков произойдет царь, царстованию которого не будет конца. Бог обещал, что Мессия победит всех врагов Израиля. Библия говорит, что царь Христос будет князем мира, Он отрет всякую слезу с глаз своего народа. Для евреев того времени это было самое важное значение. В то время они сильно страдали из-за власти Рима. Они мечтали, что Мессия восстановит национальное государство Израиля, создаст империю и будет царствовать над всем миром. Это была неправильная мечта, из-за которой они не смогли принять Иисуса Христом. Тем не менее Иисус — это именно тот царь, о котором говорит Бог в Библии. Основной враг Израиля — это не Рим, а сатана. Но Иисус победил сатану на кресте, Он стал царствовать над всеми народами, ему теперь принадлежит верховная власть над всем творением и над всеми людьми, так что все народы придут к Его престолу и каждый человек получит суд от Иисуса.

Во-вторых, «Мессия» обозначает «Спаситель». Спаситель — это тот, кто спасает тех, кто сам не может спастись. Когда мне было 5 или 6 лет, я попал в болото, так что не мог выбраться и меня засасывало все глубже и глубже. Тогда мама вытащила меня из болота, всего в тине и грязи, а потом сама еле выбралась. Это и есть спасать. Таким спасителем стал для нас Иисус. Только он спасает нас не только из торфяного болота в черниговской области, но из трясины греха. Мы не можем выбраться из власти греха, чем больше мы пытаемся освободиться, тем больше нас засасывает. Кто пытался преодолеть похоть или бросить курить или бросить наркотики знает, что это так. Самое худшее, что из-за греха мы должны умереть и идти в вечную погибель. Из-за грехов мы обречены на вечное отделение от Бога. Ни мама, ни папа, ни жена ни дети, никто не может нам в этом помочь. Но Иисус спасает нас от грехов. Когда Иисус рождался, Ангел сказал Иосифу: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». Захария в своей песне пел: «благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас», и дальше: «дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их». Спасение Бога происходит через прощение наших грехов.

В-третих, «Мессия» значит первосвященник, тот, кто восстановит правильные отношения людей с Богом. Именно такого Мессию ожидала самарянская женщина. Она сказала Иисусу: «знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все» (Ин. 4:25). Если вы хотите иметь правильные отношения с Богом, то должны принять Иисуса Христом. Это — единственный способ.

Я думаю, Петр не знал многого из того, что могли сказать о Мессии раввины. Возможно, он даже не понимал, что Мессия — это Спаситель и Первосвященник. Но он знал то, за что Иисус поставил ему высшую отметку. В Евангелии от Матфея исповедание Петра звучит так: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго». (Мтф. 16:16). Это и есть самая главная истина о Христе. Христос — это не просто помазанный Богом царь, не просто Спаситель и не просто Первосвященник. Христос — это прежде всего Сам Бог. Иисус имел не только человеческую, но Божию сущность. Иисус — Святой Бог, поэтому мы поклонятемся Ему. Иисус — Бог, поэтому мы можем принять Его руководство в своей жизни и доверять Ему. Без этого факта нет ни одной причины, по которой мы должны были бы поклоняться и служить Иисусу, и выполнять то, что написано в Библии. Но Иисус — это Бог, поэтому мы приходим в церковь, служим богослужение, приглашаем агнцев, иногда получаем гонение и насмешки от студентов и вахтеров. То, что Петр исповедовал Иисуса Христом значило: «Иисус — Ты мой Бог, только Ты достоин моего поклонения, я признаю Тебя своим Господом, и Тебе вручаю руководство своей жизни».

Давайте кажый из нас сейчас глубоко подумает: за кого я почитаю Иисуса? Мы живем в стране, где Христианство — это традиционная религия. Поэтому большинство современных студентов на вопрос: «кто такой Иисус?», — могут правильно ответить: «Иисус — это Спаситель и Мессия». Но если поговорить конкретно, то окажется, что большинство из них не верят, что Иисус спасает их и не считают, что должны поклоняться и слушаться Иисуса. Их слова никак не отражаются на их реальной жизни. Наоборот, их реальная жизнь — это поклонение суете или деньгам или похоти. То, как я живу и чему отдаю сердце, мысли и время — это и есть мой реальный бог, вне зависимости от того, как часто я говорю «Иисус — Господь». Наоборот, кто действительно принимает, что Иисус — мой Господь, того Господь делает великим человеком веры. Посмотрите на великих людей веры, как мать Тереза. Однажды один журналист видел, как мать Тереза омывала раны прокаженного. Потом он сказал ей: «я и за миллион долларов не стал бы прикасаться к прокаженному», на что она ответила: «я тоже за миллион долларов не стала бы это делать. Я делаю это ради Иисуса Христа». В чем отличие таких людей веры от нас? Единственное их отличие — они приняли: «Иисус — мой Господь, мой Бог» не только устами, но всей жизнью. Мой Господь — значит я делаю не то, что я хочу, а то, что Он мне говорит. Я поклоняюсь Иисусу значит не то, что пою медленную песню хвалы, а ради Иисуса Христа отказываюсь от греха, ради Иисуса Христа оказываю милость, живу чисто и благоговейно. Таким был царь Давид. Поэтому, давайте раскаиваемся и сделаем наше исповедание: «Иисус — Христос» не только устами, но и своей реальной жизнью.

Исповедание Петра — это самое главное исповедание Христианской веры. Именно на основе этого исповедания Иисус построил Свою Церковь, и обещал, что врата ада не одолеют ее. Именно за это исповедание евреи гнали первую церковь, именно это исповедание сейчас ненавидят мусульмане.

Также это исповедание — самое главное исповедание в нашей жизни. Библия ясно говорит, что мы должны исповедовать Иисуса Христа. В послании к Римлянам 10:19 сказано: «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил его из мертвых, то спасешься». От этого исповедания зависит наше спасение. Некоторые люди говорят: «зачем исповедовать Иисуса Христа? Достаточно верить в сердце». Или говорят: «надо показывать свою веру только делами». Обычно дела у таких людей не очень. Но надо исповедовать веру и своими устами. Во время венчания жених и невеста устами исповедуют перед слугами Бога, церковью и всеми людьми, что любят друг друга и обещают верность до конца жизни. Без такого исповедания брак не заключается. Точно так же, если мы устами не исповедуем Иисуса Господом, то не можем вступить с Ним в брак. Кроме того, исповедание не заканчивается заключением брака. Если молодожены хотят, чтобы у них была счастливая семья, то каждый день должны исповедовать: «я люблю тебя» (это исповедание друг перед другом) и носить кольцо (это исповедание перед людьми), чтобы всем людям было ясно, что я пренадлежу только моей жене или только моему мужу. Это их исповедание, которое хранит их семью. Подобно этому, когда мы, уверовав, вступаем в брак с Иисусом Христом, мы полностью доверяем Ему свою жизнь, и обещаем любить, служить и поклоняться только Ему. Мы должны это исповедовать каждый день и перед Господом и перед людьми, тогда это хранит нас от зла и искушений.

Некоторые люди боятся признаться в вере, потому что их вера пока слаба и несовершенна. Конечно, мы должны постараться, чтобы смотря на нас люди не проклинали и не хулили Бога. Но хотя наша вера слаба и несовершенна, нам нужно исповедовать ее. Ученики в первой части сегодняшнего слова имели совсем несовершенную веру, так, что Иисус даже утешал их тем, что исцелил слепого в два этапа. Но когда Петр исповедовал Иисуса Христом, то Иисус поставил ему самую высокую оценку даже в вечности. Когда мы исповедуем, что Иисус — наш Христос, наши отношения с Иисусом становятся тесными и крепкими. Тогда Господь Сам дает нам уверенность в спасении и делает веру крепкой. Через это признание в вере Господь покажет нам глубокий духовный мир. Давайте, хотя слабой верой, каждый день исповедовать Иисусу и людям: «Иисус — мой Господь, Он — мой Бог, только Ему я поклоняюсь и Ему служу». Аминь.